Портрет инсталлятора в интерьере. | ||||||||||
Сегодня в гостях у нашей рубрики "Домашний кинотеатр" доктор Клячин. Это не виртуальный персонаж, а вполне реальный человек, зарабатывающий на жизнь мелкосерийным производством ламповых усилителей и акустических систем. Несколько лет назад Александр занялся еще и установкой комплексных систем домашнего кинотеатра по индивидуальным проектам. Некоторые из них показались нам очень интересными, и мы обратились к специалисту за консультацией. Итак, слово Александру Клячину. В аудиопрессе сейчас довольно часто встречаются заявления о том, что оптимальный вариант размещения домашнего кинотеатра в жилом интерьере - скрытая инсталляция. На мой взгляд, это приступ очередной "детской болезни" аудиофилов, которая рано или поздно пройдет сама собой. Применение этого метода имплантации техники в интерьер оправдано в столовой, спальне или ванной комнате. В таких помещениях музыка или кино - не более чем ненавязчивый фон. В персональном, специально отведенном для кинозала помещении встроенная акустика столь же уместна, как свадьба в "Макдональдсе". Если профессиональный установщик обещает потрясающее звучание встроенной акустики даже достаточно высокого класса, имеет смысл попросить его показать уже готовый подобный проект. Демонстрация либо не состоится вообще, либо будет малоубедительна. В общем, рецепт номер один: не стоит слепо следовать моде, главное для любого инсталлятора - добиться звучания в помещении заказчика не хуже, чем в демонстрационном зале. Есть лишь один технически грамотный способ сделать колонки невидимыми - закрыть их акустически прозрачной тканью. Образцы такого подхода мы готовы продемонстрировать.
На первой фотографии под просмотровый зал оборудована мансарда загородного дома. В этой просторной уютной комнате все располагает к отдыху за просмотром кинофильма - мягкие удобные кресла, высокий потолок, большой экран. В интерьере нет никаких отвлекающих, поглощающих внимание деталей. Проекционный телевизор норвежской фирмы Davis с диагональю экрана полтора метра дает весьма качественную "кинематографическую" картинку благодаря удачному применению микрозеркальной технологии, в то время как у обычных проекционников с большим экраном порой заметна строчная структура изображения. Помимо домашнего кинотеатра, заказчик хотел получить и высококлассное воспроизведение музыки. За качество звука отвечают комплект элитной акустики Polk Audio, канадский усилитель Bryston и CD-проигрыватель референсного класса Wadia. Акустическая система центрального канала специально размещена в оборудованной звукопоглотителями нише под телевизором и закрыта акустически прозрачной тканью. Подиум по периметру мансарды был изначально заложен в проект и специально предназначен для установки аппаратуры. Расположение деревянных колонн в помещении также заранее согласовано с установщиками. Сложная форма потолка уменьшает реэонансы на низких частотах, что позволяет облагородить звучание. Ковровое покрытие и мягкая мебель подавляют реверберации на высоких и средних частотах.
На другой иллюстрации мы видим изысканную гостиную элитной городской квартиры в старинном купеческом доме. Изначально большая квартира была разгорожена и превращена в коммуналку, потом, соответственно, имел место обратный процесс. Интерьер комнаты эффектно дополняет современная живопись, как бы задавая посыл на восприятие в этом помещении всего, что связано с искусством. Огромное окно наполняет зал радостным солнечным светом, поэтому комплект акустики и проекционный телевизор отделаны красным деревом. Красный цвет символизирует активное солнце. В этой комнате недостаточное звукопоглощение, и для получения оптимальных результатов мы установили здесь серьезные колонки Genesis, способные достойно отыграть даже в достаточно сложном помещении. AV-аппаратура гостиной является также сердцем мультирумной системы и дает возможность смотреть кино и слушать музыку еще в нескольких комнатах. Дистанционное управление позволяет контролировать всю эту сложную систему из разных помещений.
На следующем снимке изображен фрагмент рабочего кабинета. Мы видим плазменный монитор, который может работать в незатемненном помещении, а также компактные колонки Polk Audio. Аппаратура не разрушает интерьер, не вносит в него какой-либо дисгармонии. Наоборот, мы подчеркиваем респектабельность владельца, создаем ему имидж ценителя современных технологических достижений. Теперь более подробный рассказ о еще одной нашей инсталляции. в которую вложено много смекалки и труда. Не очень большая квартира в не очень старом доме. Дизайном ее занималась крупная специализированная фирма, сделавшая ранее несколько весьма успешных проектов. Хозяева не захотели жить в стандартной "коробке", и их фантазии были воплощены в довольно сложном интерьере с множеством перетекающих линий. Основным материалом при такой перепланировке послужил изогнутый гипсокартон - этот материал на высоких и средних частотах ведет себя как отражающая поверхность, а на басах неплохо поглощает звук. Из-за этого внешне все выглядит очень красиво, но создает невыносимые условия для воспроизведения музыки или звуковой дорожки кинофильма. В самом начале проекта мы посоветовали заполнить пространство между гипсокартоном и капитальными стенами звукопоглотителем - это позволило подавить воздушные резонансы полости и убрать дребезжание большой отражающей поверхности. Но у нас остались проблемы, в частности, с воспроизведением низкочастотного диапазона - обилие гипсокартона практически убивало весь бас. В теории существует два варианта действий в подобной ситуации. Можно опустить руки и вполне аргументирование объяснить хозяевам, что в таком помещении получить качественный звук невозможно по определению, а дорогая хорошая техника все равно будет звучать несколько лучше, чем плохая, и при этом она может нести определенную визуальную эстетическую нагрузку. Наш рецепт - применение всех своих знаний и наработок, чтобы не разочаровать клиента. Ведь циничная позиция типа "у всех так", во-первых, сужает рынок, а во-вторых, дискредитирует саму идею качественной инсталляции. Отвлечемся немного и обсудим еще одну интересную тему - поговорим о наших клиентах. Примерно четверть из них - люди весьма искушенные в звуковоспроизведении и специально обращающиеся за помощью к профессионалам. Такие заказчики вполне могут услышать разницу в звучании аппаратуры при ее демонстрации в специально оборудованной комнате прослушивания дилерской компании и непосредственно у себя после неправильной установки. Две трети из них являются не столь искушенными аудиофилами, но все равно это люди не бесчувственные. Они не имеют опыта прослушивания разных систем в разных условиях, но бывают разочарованы, нарвавшись на халтуру. И только для оставшейся небольшой части нуворишей достаточно, чтобы все было дорого, модно и круто.
Но вернемся в нашу, точнее, как раз не в нашу, квартиру. Мы не можем и не стремимся охватить весь рынок инсталляционных услуг, но наша цель - найти "своего" клиента и предложить ему то, что не в состоянии сделать другие. Сверхзадача - качественно озвучить сложное помещение, не нарушая сложившегося интерьера и не уничтожая красоту превращением комнаты в аудиолабораторию. Вот что мы смогли сделать в описанной выше ситуации. Оговоримся сразу, хозяева квартиры и их дизайнеры поставили нас в довольно жесткие рамки, и пришлось проявлять искусство компромисса.
О заполнении пустот звукопоглотителем уже сказали. Дополнительного заглушения комнаты мы смогли добиться, самостоятельно придумав и изготовив специальный экран для проекции изображения. Для его наружного покрытия была подобрана ткань с хорошими отражающими свойствами. Экран, которому предстоит работать с проектором Davis Cinema One, украшен багетом и вписан в специальную нишу. Между тканью и капитальной стеной нами установлен опять же специально придуманный "сэндвич", состоящий из разных звукопоглощающих материалов. Получается переход: стена - войлок - ватин - ткань экрана. После реализации на практике такого рецепта звук в комнате заметно улучшился благодаря уменьшению реверберации на ВЧ и СЧ. Но проблемы еще остались. Так как в системе должны были работать колонки нашего собственного производства, я смог перенастроить их кроссоверы и изменить саму конструкцию АС для создания оптимального тонального баланса при работе в конкретном помещении. "Тылы" также подверглись серьезной переделке. От колонки центрального канала мы отказались вообще, так как при небольшом расстоянии между фронтальной акустикой она практически ничего не добавляет. И процессор Rotel, примененный в системе, допускает такую конфигурацию АС. Кстати, в этом театре использованы ламповые усилители нашей разработки и изготовления. Помимо театра с DVD-плейером Rotel в системе был и аудиофильский тракт, где сигнал с CD-проигрывателя Sony поступал непосредственно на стереоусилитель. И, наконец, поэкспериментировав с размещением сабвуфера, мы смогли получить упругий сочный "кинотеатральный" бас без его локализации в пространстве. Одна эта процедура заняла часов шесть проб и ошибок. Такой пример годится, чтобы проиллюстрировать всю мощь российских разработчиков. Вряд ли кто-то из дилеров импортной акустики сможет предложить две пары музыкальных колонок, сконструированных на заказ под конкретное помещение. Стойки, изготовленные на оборонном предприятии, вообще вне конкуренции. Так что без ложной скромности заявляем, что наш, отечественный Hi-Fi имеет свою нишу на рынке и своего благодарного потребителя. P.S. Сегодня мы познакомились с уже законченными интерьерами, и поэтому увидели лишь вершину айсберга. В следующий раз постараемся показать все стадии сложной установки - от закладки кабелей до чистовой акустической коррекции помещения. Возможно, кое-кому эти публикации помогут избежать ошибок на самой ранней стадии строительства домашнего театра. Фёдор Обловацкий, журнал «Салон A/V» (№3/2001 г.) |