В гостях у Александра Клячина » Основное обсуждение » В помощь меломану: - философия » Главные критерии оценки звучания - предварительное обсуждение

Страниц (2): [1] 2 »
 

1. Alexandr Klyachin - 19 Августа, 2013 - 23:50:06 - перейти к сообщению
Мы предлагаем отодвинуть на второстепенный план общепринятые на сегодня формальные критерии оценки качества звучания.
Потому что они создали иллюзию самодостаточности, исчерпывающей проблемы воспроизведения записей музыки и саунд треков кино.

На наш опыт, эти аудио фильские критерии о пространственной локализации источников звука и о натуральности звуков - являются полезными только при условии осознания служебной, дополнительной роли таких критериев оценки звучания.

Иначе эти, проработанные в деталях, системы выслушивания эффекта обмана слуха звуковыми натуроподобными миражами полностью загораживают от внимания ключевые проблемы передачи музыки и кино звука.


Дело в том, что слово "искусство" однокоренное со словом "искусственный".
То есть, любое искусство нарабатывает свой арсенал искусственных приёмов, не претендующих на обман органов чувств. Но претендующих на поиск способов передать смысл и задумку художественного произведения особенными, условными приёмами.
Которые позволяют донести изюмины смысла до самого сердца зрителей и слушателей, читателей.

Например. За первые пару десятков лет наработки опыта постановки и съёмки кинофильмов выяснилось, что максимум сопереживания и впечатления получается не при подобии документальных съёмок событий сценария.
Так, падение человека с моста в воду выглядит нестрашным полётом
тряпичной куклы.
Если же под одежду закрепить на теле каскадёра свинцовые утяжелители, тогда получаются ужасающее и вызывающее доверие своим драматизмом кинокадры.

Задолго до кино свои условности выяснились в театральном искусстве.
"Естественная" манера речи и натуральные лица актёров смотрятся из зрительного зала очень невнятно.
Как вялое бормотание артистов и вместо человеческих лиц с живыми эмоциями видны плоские бледные блинчики с еле угадываемыми глазами и чертами лица.
Поэтому выработалась сценическая манера отчётливой речи и грим, подчёркивающий выразительность лиц актёров.

То есть, искусность требует особой "театральной" правды.
То, что в быту выглядит ходульно и утрированно, то в искусстве и есть натурально, верно.

Аналогично и в музыке. Даже муз. инструменты, так называемые "естественные", не растут на деревьях. Это самое настоящее синтетическое, ходульное оснащение, необходимое для максимального выражения музыки.

Когда более века тому назад создали звукозапись, начался отсчёт времени поиска соответствующих приёмов искусства передачи максимума музыки и актёрской речи через аудио технику.
Разумеется, как и в других видах искусства, выяснилось, что этот оптимум вовсе не совпадает с бледным копированием звуковых волн.

И этот оптимум нельзя найти только приборами, показывающими уровень отклонений звукового сигнала на входе устройства записи от сигнала на выходе устройства воспроизведения.

Особенно это проявилось при записи синтезированной музыки, связанной с частичным применением электромеханических муз.инструментов и электронных.

Но и при записи акустических инструментов и живых голосов, сам факт нюансов влияния на звук микрофонной записи, даже с почти идеальными микрофонами, потребовал найти приёмы записи и обработки записей для поиска максимума передачи актёрской игры музыкантов.
Оказалось, что эти приёмы так же формально ухудшают аутентичность передачи звуков, как формально ухудшают натуральность физиономий и речи театральных актёров грим и актёрская манера выразительно и ясно говорить.
Зато оптимизируется передача замысла музыки.

Значит ли это, что ненатуральность приёмов художественной звукозаписи вносит неопределённость в оценку качества звучания аппаратуры?

С точки зрения «ветеринарного» подхода, зафиксированного в современном аудиофильстве, так и есть.
Моя метафора не направлена против профессии доктора Айболита.
Она вот о чём: - нормальный человек не настолько тёмен и дик, чтобы, заинтересовавшись особой противоположного пола, лезть к ней смотреть зубы, как при покупке животного.
А ведь аудио филы, любители и профессионалы, именно так начинают оценку звучания исследуемой аппаратуры.
Какая там звуковая сцена, локализация, натуральность инструментов и голосов, НЧ, СЧ и ВЧ. И так далее.

Аудио фил теряет почву под ногами, если не оценивает поверхностные признаки эффекта обмана слуха натуроподобным звучанием. И поэтому нуждается в сличении звуков с живым исполнением.
Это неверный, скользкий путь. Хотя на поверхности кажется логичным.
Во-первых, слуховая память коротка. Несколько секунд между сравниваемыми звуками - и точность сравнения падает многократно.
Во-вторых, особенности живого звучания сильно связаны с манерой звукоизвлечения каждого музыканта, с концертным залом, с тембрами конкретных образцов музыкальных инструментов.
В-третьих, такой, «ветеринарный» подходец оставляет без внимания суть дела: - как передаются эмоции музыки через испытуемую аппаратуру?

Чтобы не бегать по замкнутому кругу этого аудио фильского цирка с его пошлыми, поверхностными, крайне недостоверными способами оценки звучания, мы предлагаем применять гораздо более разумные и надёжные критерии оценки звучания.

Так как союз музыкального исполнительства и прикладного искусства звукозаписи, имеет целью передать до слушателей максимум актёрской игры музыкантов, максимум точных эмоций, интонаций, игры ритмов, то и следует оценивать качество звучания аппаратуры именно по слышимости этих драгоценных составляющих в звукозаписях.

При таком способе экспертизы резко расширяется число музыкальных дисков, пригодных для изучения музыкальных способностей аудио техники.
Годятся не только записи живых оркестров и пуританские (без обработки) виды записей джаза. В пользу идёт также прослушивание эстрадной и рок музыки с её специфическими приёмами художественно оправданных искажений натуральности звучания.

Дело в том, что талантливо исполненная музыка разных жанров схожа по логике наполнения, развития палитры эмоций в течение времени произведения с такими недвусмысленными видами искусства, как театр или кино.
При оптимальном звучании аудио системы восприятие эмоций музыки можно уподобить наблюдению за спектаклем, где актёры изображают разных понятных персонажей.
Зависит от задумки музыки. Например, в старом джазе может сочинение выражать прогулку и встречу с хулиганом. Или диалог двух персонажей.

Когда аудио аппаратура настроена без учёта передачи смысла музыки, тогда понять разыгрываемые сцены невозможно.
Например, я слышал колонки, которые превратили «Кармен сюиту» в танец «Гопак» по передаваемым ритмам и настроениям.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Ведь на сегодняшний день значительная часть аудио энтузиастов: – потребителей и разработчиков, именно такую технику слушают и производят.
Бессмысленные способы тестирования аппаратуры заблокировали какую либо возможность выйти из замкнутого круга аудио фильских представлений о качестве звучания.

Мы проводим линию разделения между общепринятыми сейчас способами тестирования и нормальным, но уже позабытым подходом к этой теме.
Подчёркиваем: - наша работа направлена на решение проблем воспроизведения музыки.
Музыки – вида актёрского осознанного искусства передачи художественных образов с помощью интонаций и ритмов, создающих возможность, при желании слушателя, воспринимать эмоции музыки.
2. ANVAR - 29 Июля, 2015 - 07:49:38 - перейти к сообщению
(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
Здесь можно почитать об исследователе музыкальной теории Гарбузове. Он ввёл понятие "музыкальная зона",
где говорится, что музыкальный лад и темп не являются чем-то стабильным
и абсолютно зафиксированным. Незаметная погрешность,
а значит полноценное восприятие допускается в пределах определённой зоны,
потому, что слушатель воспринимает не отдельные ноты, лады, темпы, а куски музыкального произведения.

От себя добавлю. Нас и учили рисовать не акцентируя внимание на детали,
а охватив взглядом весь обьект. А так же было важно передать соотношение частей друг с другом, их гармомонию.

Самым светлым местом рисунка является чистая бумага, и она будет в рисунке в зависимости от сюжета или "свет солнца" или "свет луны".
Верность изображения будет зависеть от верности передачи соотношений количества света и тени.
Так и в музыке- важно не самый чистый тон, а общая гармония музыки, взаимодействие /музыка воспринимается во времени/ её частей. Это мы называем "настроение", "игра".
3. ANVAR - 05 Июля, 2016 - 13:30:05 - перейти к сообщению
ТЕОДОР КУРЕНТЗИС О МАЛЕРЕ, УИЛСОНЕ, ЗАЛЬЦБУРГЕ И ПЕРМИ
текст: Гюляра Садых-заде
 Цитата:
Интонация — вот что главное. Рельефно выстроить фразу — мотив за мотивом, тон за тоном, рассматривая партитуру как под лупой. И тогда появляется эта прозрачность — когда слышны все слои партитуры, когда заиграет вся палитра тембровых красок. На концерте слушатель, скорее всего, не будет отдавать себе отчет, как это сделано, как достигается это ощущение прозрачности и ясности партитуры. Уходя с концерта, он будет говорить: это было очень прозрачно. Очень по-барочному


Из интервью: (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
4. Rugfor - 05 Июля, 2016 - 22:04:57 - перейти к сообщению
ANVAR По пиву!
(Добавление)
Ищу послушать этот оркестр
5. ANVAR - 06 Июля, 2016 - 08:28:29 - перейти к сообщению
Rugfor,
Курентзис с новосибирскими музыкантами издавался на Alpha Productions.
Где сейчас будет издаваться с пермскими-не знаю.
6. ANVAR - 18 Ноября, 2021 - 12:28:58 - перейти к сообщению
В. Дашкевич. Теория интонации

В. Дашкевич
Советский и российский композитор, теоретик музыки. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР. Член Союза композиторов СССР с 1965 года.

несколько строк из работы Дашкевича:

Авангард утратил основное свойство музыки — быть языком, средством общения. Авангард превратился в искусство, лишённое языка. Уйдя с окультуренного трудом многих поколений музыкантов поля, авангард породил современную «попсу» — язык, лишённый критериев искусства. Попса резко сужает интонационное пространство. Оппозиции у неё допифагоровские, взятые из шаманских интонаций первобытных людей.

Как часто мы слышим исполнения, где мысль теряется в начале или середине произведения, отчего его форма разваливается, а смысл исчезает. Станиславский приводит такой пример с трагедией «Гамлет»: «Если назвать сверхзадачу "хочу чтить память отца", то потянет на семейную драму. При названии "хочу познать тайны бытия" получится мистическая трагедия, при которой человек, заглянувший за порог жизни, уже не может существовать без разрешения вопроса о смысле бытия. Некоторые хотят видеть в Гамлете второго Мессию, который должен с мечом в руках очистить землю от скверны. Сверхзадача "хочу спасать человечество" ещё больше расширит и углубит трагедию».

Погружение Шопена в густой и однообразный минор — не по ладу, а по интонации — превращает его слушание в пытку, потому что Шопен — один из самых интонационно гибких композиторов, требующий от исполнителя молниеносной реакции и правильно поставленной сверхзадачи. Если эта сверхзадача ограничивается лирикой, музыка Шопена моментально превращается в сентиментальный салон.
7. Comdir - 18 Ноября, 2021 - 18:24:55 - перейти к сообщению
ANVAR, очень хорошо изложено. Жаль, что ограничено констатацией "попса - плохо". Было бы интересно развить дальше, в сегодня, попса уже давно не авангард, она как и классическая музыка однажды тоже подошла к исчерпанию своих раздражающих (рецепторы человека) свойств. А поскольку человеку нужны именно раздражители, причем, новые раздражители, то и композиторы с исполнителями будут выдавать их новые. Причем, не только в музыке. В искусстве в целом всё так обстоит.
Дашкевич уверен, что есть незыблемые критерии искусства. Которые выводят авангард из очерченного круга "вот здесь искусство". Но это не так. Искусство оказывается очень ретроспективным, современные произведения никогда не попадают в очерченный круг. Но когда этот круг переместится на достаточное (в том числе, во времени) расстояние, то и бывшее не-искусство в него войдет. А прежнее, забывшись полностью, покинет его.
8. ANVAR - 18 Ноября, 2021 - 19:22:28 - перейти к сообщению
Comdir,
Уважаемый Олег. В. Дашкевич разбирает искусство музыки исторически, математически, психологически. Мне было интересно почитать его мнение о интонационности музыки,
в своем труде он разбирает воздействие актерской игры на восприятие зрителя,
что идея, заложенная в голову актера направляет игру актера с его интонациями.

В. Дашкевич как порядочный человек, призывает композиторов творить во благо души человека, а не использовать её, души, темные стороны шаманизмом попсы.

Да, художник несет ответственность за свои произведения, впрочем, как и всякий человек
должен нести ответственность за свои слова.
9. Comdir - 19 Ноября, 2021 - 00:07:19 - перейти к сообщению
С этим трудно не согласиться.
10. Pennywise - 19 Ноября, 2021 - 23:43:37 - перейти к сообщению
Знаете, вот я включаю музыку фоном и частенько бегу в кресло, так классно! Просто слушаю и всёПодмигивание

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®