В гостях у Александра Клячина » » Работы ученика В » Реализация проекта ученика В

Страниц (1): [1]
 

1. Alexandr Klyachin - 01 Апреля, 2024 - 00:16:05 - перейти к сообщению
Папка с материалами по колонкам учащегося В находится здесь:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
Обучение и совместная работа с учеником В имеет особенность - его колонки нетранспортабельны ко мне, слишком большие и тяжёлые.
И у меня нет возможности разместить такие крупные колонки в своей комнате - это заблокирует все мои остальные работы.
Фото колонок:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) (для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
Поэтому живая настройка новых АС происходит с моей консультацией через Вацап и Zoom.

Предварительно, на очных занятиях, я передал свои приёмы расчёта АС и методы экспертизы качества воспроизведения музыки.
Ученик В обладает полностью "открытым каналом" восприятия душевных вибраций музыки. Поэтому никаких трудностей в совместной экспертизе качества передачи содержания музыки у нас с ним нет.
Конечно, это облегчает дистанционную работу при настройке АС.

Есть и трудности: - колонки на больших динамиках.
Большие динамики имеют сильные неравномерности, потому что поршневой диапазон работы диффузора ограничен тем менее высокой частотой, чем больше диаметр динамика.
На частотах выше границы поршневой работы динамика появляются значительные чередующиеся подъёмы и провалы АЧХ.

Динамики винтажные, такие:
НЧ - Tesla 9315 16 Ом
ВЧ - рупора Altec 511b, но с самодельной бумажной диафрагмой на 8 Ом.

Даташитов нет, поэтому мы провели измерения АЧХ и частотной зависимости модуля импеданса, которую я предлагаю называть - Z-ЧХ.
В данном случае измеряли моим расчётным методом, для которого нужен любой микрофон и больше ничего. Метод я передаю своим ученикам в процессе теоретической подготовки.

АЧХ используемых динамиков создали нам ряд проблем.
Вот АЧХ НЧ динамика:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) АЧХ СЧ-ВЧ рупора:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
В процессе моделирования фильтров и практической реализации многих вариантов, наработан материал на целую брошюру. Но сейчас у меня нет времени на пересказ всех интересных пробных настроек колонок.
Просто перечислю некоторые направления нашего поиска:
Мы пытались сначала вырезать подъём АЧХ НЧ динамика на 450 Гц и затем состыковать его с СЧ-ВЧ рупором в области средних частот.
Для этого пробовали простые и сложные схемы фильтров. Это было доведено до практических экспериментов.

Затем моделировали двухполосную АС вообще без рупора, с другим ВЧ динамиком, не рупорным.
Моделировали ряд версий трёхполосных колонок с использованием и рупорной СЧ-ВЧ секции, и безрупорной ВЧ головки для третьей полосы АС.

Публикуем сейчас самую интересную по звучанию версию колонок.
Это двухполоска с низкой частотой раздела.
"Горб" избыточных 450 Гц от НЧ динамика устранён разделительным фильтром второго порядка.
Кривая АЧХ СЧ-ВЧ динамика скорректирована соответствующим фильтром.

Вот схема фильтра:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
Реальная АЧХ сейчас у меня в виде фото с монитора, смотрите только красную кривую, на другую фиолетовую линию не обращайте внимание:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
При моделировании данного фильтра в программе XSim (вот файл модели:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) )
получается АЧХ в меру адекватности математической модели, на которой работает XSim.
Вот эта расчётная АЧХ:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
Надо отметить. что используемые моими студентами микрофоны Беринджер занижают показания на частотах 2 и 2,5 кГц примерно на 1 дБ.
Отчасти этим определяется расхождение реальной и расчётной АЧХ.
Кроме того, при заготовке "сырых" АЧХ динамиков без фильтров, СЧ-ВЧ рупор был развёрнут несколько в сторону от микрофона, что привело к завалу отдачи на самых ВЧ.
Это было привычное направление колонок на слушателя, найденное учащимся В на слух для оптимизации звучания колонок с пробными фильтрами до нашего знакомства.
Я рекомендовал не использовать такой метод, так как после моего обучения появляются у новых мастеров создания АС широкие возможности настраивать звучание на оси АС.
Соответственно, измерения готовых АС на оси даёт больше ВЧ по сравнению с ходом ВЧ на графике рупорных динамиков СЧ-ВЧ, включённых без фильтра и направленных несколько в сторону от микрофона.
Для моделирования фильтров это не принципиально в данном случае, поэтому мы не стали перемеривать СЧ-ВЧ секцию.

В любом случае, даже без этих двух моментов, АЧХ расчётная в XSim и реальная полностью совпадать не будут и не должны, так как математическая модель программы не учитывает все факторы работы АС.
2. Alexandr Klyachin - 01 Апреля, 2024 - 04:56:34 - перейти к сообщению
Очередной раз обращаю внимание на элемент схемы при моделировании фильтров АС, который представляет собой резистор между выходом усилителя и входом фильтра.
Этот резистор является представлением выходного сопротивления усилителя.

Например, акустические системы ученика В предназначены для винтажного лампового усилителя Humel.
Выходное сопротивление этой модели усилителя нами измерено и отличается при использовании трёх разных выходов усилителя на нагрузку 4, 8 и 16 Ом.
Эти выходы сделаны для получения максимальной мощности на колонки соответствующего сопротивления. Имеющаяся модель фирмы Humel отличается очень достойным уровнем выходной мощности - 35 Ватт на канал. Такая солидная мощность достигается при условии подключения колонок 4, 8 и 16 Ом к соответствующим выходам усилителя.
Для получения сбалансированного и увлекательного звучания необходимо не только согласовать колонки и усилитель по максимальной эффективности передачи мощности.
Обязательно требуется такое выходное сопротивление усилителя, при котором настроены колонки на идеальный тональный баланс звучания. Иначе невозможно обеспечить натуральное звучание и о полноту передачи художественного содержания музыки.
Результаты измерений такие - выходное сопротивление усилителя Humel на разных выходах:
Для 4-ёх омных АС ......... 0,25 Ома.
Для 8-и омных АС ........... 1 Ом.
Для 16-и омных АС ......... 1,5 Ома.

Частотную зависимость модуля импеданса колонок можно посмотреть по этой ссылке:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) Формально определяется сопротивление АС таким образом - минимум на графике умножается на 1,25.
Для колонок ученика В получается примерно 9 Ом х 1,25 = 11,25 Ом.
По критерию получения максимальной мощности от усилителя на такие АС, выбираем выход усилителя "8 Ом".
Соответственно, настройку звучания следует производить под выходное сопротивление усилителя Humel на выходе "8 Ом". Оно равно 1 Ом.
Поэтому при моделировании фильтра АС в программе XSim задаём номинал резистора между выходом "идеального" усилителя (выходное сопротивление - 0 Ом) и входом фильтра равным 1 Ом.

Если стремиться к абсолютной точности, следует также учесть сопротивление акустического кабеля. Например, акустические кабели ZKI длиной 2,5 метра имеют суммарное сопротивление проводов от "чёрной" и "красной" клеммы усилителя до соответствующих клемм колонок, равное примерно 0,13 Ома.
Для стандартной математической модели программы XSim этим добавочным сопротивлением можно пренебречь.
На практике, при замене акустических кабелей следует измерить их сопротивление и учитывать его для сохранения точной настройки звучания аудиосистемы.
Компенсировать разницу сопротивления акустических кабелей можно с помощью добавочных резисторов между усилителем и АС, если новый акустический кабель имеет сопротивление ниже, чем было у прежнего кабеля.
Если новый кабель имеет сопротивление выше прежнего, придётся внести коррективы в фильтры АС для сохранения идеального тонального баланса звучания системы.

Высшее качество передачи музыки не совместимо с какими либо нарушениями тонального баланса.

Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®