Администратор

Покинул форум
Сообщений всего: 22150
Дата рег-ции: Март 2004
Откуда: Москва
|
Цитата:
Цитата из книги русского художника Коровина Константина Алексеевича (1861 - 1936) "Константин Коровин вспоминает", Часть 2. Воспоминания о современниках., [В.А. Серов]. Это слова русского певца Шаляпина Фёдора Ивановича:
"Когда он бывал серьезно расстроен или о чем-нибудь скорбел, то делался молчалив и угрюм. Ничто не могло рассеять его дурного настроения. Он стоял у окна и стучал пальцем по стеклу или как-то рассеянно стряхивал с себя пыль или крошки со стола, которых не было.
Сначала я не понимал, что с ним происходит, и спросил однажды:
— Что с тобой?
— Как тебе сказать, — ответил он, — ты не поймешь. Я, в сущности, и объяснить как-то не могу. Понимаешь ли, как бы тебе сказать… в искусстве есть… постой, как это назвать… есть «чуть-чуть». Если это «чуть-чуть» не сделать, то нет искусства. Выходит около. Дирижеры не понимают этого, а потому у меня не выходит то, что я хочу… А если я хочу и не выходит, то как же? У них все верно, но не в этом дело. Машина какая-то. Вот многие артисты поют верно, стараются, на дирижера смотрят, считают такты — и скука!.. А ты знаешь ли, что есть дирижеры, которые не знают, что такое музыка. Мне скажут: сумасшедший, а я говорю истину. Труффи следит за мной, но сделать то, что я хочу, — трудно. Ведь оркестр, музыканты играют каждый день, даже по два спектакля в воскресенье, — нельзя с них и спрашивать, играют, как на балах. Опера-то и скучна. «Если, Федя, все делать, что ты хочешь, — говорит мне Труффи, — то хотя это верно, но это требует такого напряжения, что после спектакля придется лечь в больницу». В опере есть места, где нужен эффект, его ждут — возьмет ли тенор верхнее до, а остальное так, вообще. А вот это неверно.
Стараясь мне объяснить причину своей неудовлетворенности, Шаляпин много говорил и, в конце концов, сказал:
— Знаешь, я все-таки не могу объяснить. Верно я тебе говорю, а, в сущности, не то. Все не то. Это надо чувствовать. Понимаешь, все хорошо, но запаха цветка нет. Ты сам часто говоришь, когда смотришь картину, — не то. Все сделано, все выписано, нарисовано — а не то. Цветок-то отсутствует. Можно уважать работу, удивляться труду, а любить нельзя. Работать, говорят, нужно. Верно. Но вот и бык, и вол трудится, работает двадцать часов, а он не артист. Артист думает всю жизнь, а работает иной раз полчаса. И выходит — если он артист. А как — неизвестно."
Вот потому что большинство музыкантов не знают, в чём смысл их работы. Думают - для красивых и точных звуков, поэтому я не жду от музыкантов понимания.
Они на дирижёра смотрят и всё.
Их неправильно учат такие же механические звуканты, упирая на технику дела.
Предполагая, что через технику, в пределе её освоения, будет и музыка.
А не будет.
Такую же кардинальную ошибку проповедуют аудиофильские "гуру". Якобы, на предельном уровне звукового разрешения автоматически будет передаваться музыка.
А разговоры про передачу эмоций - это "фантазии". Наверное, да, для неспособных воспринимать музыку, это "фантазии".
Экспертами по передаче музыки, из числа музыкантов являются только солисты. Как Шаляпин.
И то, не каждый. Сейчас на "Олимп" академической музыки выдвинули звукантов.
Музыкантов затёрли.
Однако, меломаны не вымерли. На нашем форуме они собрались.
И прекрасно понимают и чувствуют, что такое "чуть-чуть" в ритме.
Кто это уловил один раз, того не задавишь словесными спорами.
Кстати, говоря о массе звукофилов до хай файной эпохи, Шаляпин теми же словами описывает их способ выслушивания, какими я в наше время описывал неправильный способ оценки звучания, применяемый аудиофилами:
Цитата: .... В опере есть места, где нужен эффект, его ждут — возьмет ли тенор верхнее до, а остальное так, вообще. А вот это неверно. |