На главную страницу сайта В гостях у Александра Клячина
 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (2): « 1 [2]   

> Без описания
Docent 3D
Отправлено: 24 Сентября, 2018 - 11:17:54
Post Id



Пользователь
Newbie

Покинул форум
Сообщений всего: 9
Дата рег-ции: Февр. 2006  
Уважаемый Александр,

еще раз спасибо за информацию по поводу выходного сопротивления ламповых усилителей. Это дало богатую пищу для размышлений и помогло разобраться в том вопросе, который я задал в самом начале.

Более того, воспользовавшись Вашими рекомендациями по поводу учета выходного сопротивления УМ при расчете кроссов и реализовав все в железе, я получил в принципе вполне позитивный результат. Не идеальный конечно, но практически сразу доставивший удовольствие от прослушивания.


Вместе с тем нет предела совершенству. И по этому хочу задать Вам еще один вопрос. На этот раз по поводу выбора динамиков для трехполосной акустики (прямо в этой теме, чтобы не плодить новую).

Как уже писал в начале, я использую самодельные колонки на динамиках SEAS 1305 + SS Revelator 15W/8531K00 + SS 970000. И как я не пытался при этом состыковать НЧ и СЧ, сделать это безпроблемно не получается.

Моя оценка происходящего следующая: 1305 способен играть качественно только ниже 100Гц, а если его запускать выше, то он начинает заметно засорять звук какой-то то ли кашей, то ли призвуками, то ли еще чем-то. В общем давать ему играть диапазоне выше 100Гц категорически не хочется.
С другой стороны отдача у ревелатора 15W начиная с 300Гц и ниже начинает снижаться, а с 200Гц так вообще валится. Как итог между 1305 и 15W получается провал, дырка. И дырка это к сожалению слышна, а при долгом прослушивании начинает раздражать.

В указанной связке динамиков очень нравится звучание связки 15W и 97000. И отказываться от них не хочется абсолютно. Но чтобы устранить выше описанную "дырку" мысли крутятся вокруг двух вариантов: или добавлять четвертую полосу на диапазон 100-300Гц, или менять 1305 на что-то более высоко играющее, возможно меньшего типоразмера.

Можете ли Вы по данной ситуации дать какой-либо совет?

С уважением,
Андрей
Питер
 
 Top
Alexandr Klyachin
Отправлено: 24 Сентября, 2018 - 15:04:02
Post Id



Администратор
Администратор

Покинул форум
Сообщений всего: 24434
Дата рег-ции: Март 2004  
Откуда: Москва
Уважаемый Андрей.

В типичных комнатах всегда будет провал в области примерно 150 ... 250 Гц.
Это при условии напольного расположения АС и сидящего у противоположной от АС стены слушателя.
Например - напольные АС или полочники на соответствующих этим полочникам стойках.

Почему так? Потому что расстояние от НЧ-СЧ динамиков до пола даёт систему отражений звука на нижней середине такую, что в области расположения головы сидящего слушателя получается провал нижней середины.
Так как по закону сохранения энергии, где что убывает, то в другом месте прибывает, то для стоящего слушателя получается избыток нижней середины в области примерно 250 ... 300 Гц.
Куда перенаправляется в комнате энергия от АС на частотах 150 ... 200 Гц я не исследовал, но явно не в сторону головы сидящего слушателя. До слушателя доходит при классическом размещении колонок НЧ в виде "змеи" из серии провалов и больших "горбов" в плюс. И СЧ, и ВЧ. Но не нижняя середина.

Динамики здесь не при чём. Не в таких масштабах они валят нижнюю середину.
При разделе НЧ и СЧ в области нижней середины бывает усиление провала нижней середины из-за вычитания излучения НЧ и СЧ динамиков при их синфазном включении.
Поэтому опытные разработчики АС используют противофазное подключение НЧ и СЧ динамиков между собой.


При этом недостатке классического размещения АС относительно пола, всё равно это наилучшее размещение.
При попыкте диагонального озвучивания от АС до сидящего слушателя путём подвеса колонок ближе к потолку, чем к полу, нижняя середина передаётся сильнее, но ухудшается передача НЧ и СЧ по разным причинам, которые долго пояснять.

Бороться с провалом нижней середины лобовым способом её форсирования не рекомендуется. Практика слуховой экспертизы показывает, что провал нижней середины, хотя и ухудшает полновесность звучания и скрадывает важные изюминки мелодии, эмоций и ритма музыки, но лобовой подъём нижней середины до микрофоном измеряемой ровности АЧХ даёт на слух ощущение сильной окраски звучания. Естественно, звук, как из бочки получается.

Что снижает провал нижней середины комнатой? Можно поиграть расстоянием АС от стены сзади АС и одновременно подобрать расстояние от затылка сидящего слушателя до стены, которая сзади этого слушателя.
При увеличении этих расстояний растёт нижняя середина. Уменьшается её провал.
Музыка звучит интереснее и по эмоциям, и по тембрам. И по звукам.
Но одновременно снижается передача НЧ от АС к слушателю, что тоже может скрадывать задумку музыкантов при записи. Часть записей при этом теряют свой ритм, масштаб, настроение.
То есть, тонкие перемещения колонок и места посадки слушателя абсолютно необходимы, но полностью проблему нижней середины этим способом решить нельзя.

В конструкции АС на снижение провала нижней середины работает сдваивание по вертикали НЧ-СЧ динамиков, если эти динамики воспроизводят область 150 ... 300 Гц.
Поэтому напольники на двух НЧ-СЧ динамиках звучат интереснее на нижней середине.

Затем, самый заметный провал нижней средины бывает при использовании НЧ-СЧ динамиков диаметром от 15 до 22 см. Жаль, потому что по остальным параметрам звучания этот диапазон размеров динамиков - оптимальный для диапазона НЧ-СЧ.
Колонки на крошечных НЧ-СЧ диаметром от 10 до 13 см дают полнее нижнюю середину.
Но "хрюкают" из-за механической перегрузки на громких звуках в области НЧ.
Вот наша архивная модель на крошечных НЧ-СЧ динамиках:(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) Эти АС давали удивительно масштабное звучание за счёт малых потерь передачи нижней середины. Практически, нижняя середина транслировалась к сидящему слушателю без потерь.
Колонки на очень больших НЧ-СЧ, 25 ... 30 см тоже передают нижнюю середину полнее.
Но получается очень узкая диаграмма направленности на верхних СЧ (1,6 ... 2 ... 2,5 кГц). Эти частоты ответственны за передачу полётности звучания, за передачу взлётов эмоций.
Поэтому колонки с громадными НЧ-СЧ динамиками дают возможность настроить выразительное звучание музыки только в направлении акустической оси.
Для слушателей, сидящих не посередине между АС, звучание становится тухловато - вяловатым, скучноватым.

Методы смещения НЧ-СЧ динамиков, изменяя конструкцию АС, сильно выше или ниже обычной высоты в поиске заполнения провала нижней середины, приводят к потере оптимума высоты для излучения средней и верхней середины.

В давнем прошлом (1995 год), я решил проблему, создав конструкцию колонок F-1 ((для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться) ) с разделением излучения НЧ, нижней середины и остальной середины с помощью излучения НЧ от НЧ динамика вниз около пола, излучения нижней середины о НЧ динамика через акустический резонатор на высоте примерно 40 см. от пола и излучением средней и верхней середины от СЧ динамиков на высоте примерно 85 ... 90 см. от пола.
Звучание получилось фундаментальное, большое.
Но сложность такой конструкции и её настройки с разными типами динамиков, не позволяла дальше двигаться, расти в оттачивании мастерства настройки звучания по передаче эмоций музыки.
Поэтому данное направление конструирования я посчитал тупиковым.
Хотя простые по конструкции среднегабаритные современные наши АС не решают полностью проблему нижней середины, они гораздо интереснее по удовольствию от эмоций музыки, чем архивные F-1.
 
 Top
Docent 3D
Отправлено: 27 Сентября, 2018 - 10:54:04
Post Id



Пользователь
Newbie

Покинул форум
Сообщений всего: 9
Дата рег-ции: Февр. 2006  
Уважаемый Александр.

Влияние переотражений акустических волн в помещении на итоговую картину восприятия всегда было есть и будет. Но я честно говоря никогда не задумывался о том, что это может настолько сильно влиять в диапазоне 150-250 Гц.

Вот ниже 100 Гц там да, разного рода стояки с сопутствующими пиками и провалами в зависимости от места расположения слушателя, ощущаются очень сильно. А вот чтобы из-за переотражений проваливалась нижняя середина, это для места честно говоря откровение. В дальнейшем буду внимательнее относиться тому, что происходит в этой части диапазона. Спасибо Вам за столь подробные разъяснения.

Вместе с тем не могу отступиться от убежденности в том, что в моем конкретном случае влияние описываемых эффектов на звучание не является основной причиной той неприятности, о которой я писал. Провал на стыке НЧ и СЧ полос в основе своей имеет технические особенности применяемых конкретно в моем случае моделей динамиков. Слишком уж большой провал получается. Его и слышно слишком хорошо, и по измерениям он большой, да и не только у получилась такая нестыкуемость этих динамиков (минимум два человека подтверждают на собственном опыте мой вывод).

И если исходить именно из такой предпосылки, то могли бы Вы на основе своего огромнейшего опыта что-то посоветовать в плане замены 1305 или добавления четвертой полосы?

С уважением,
Андрей
Питер
 
 Top
Alexandr Klyachin
Отправлено: 27 Сентября, 2018 - 17:29:22
Post Id



Администратор
Администратор

Покинул форум
Сообщений всего: 24434
Дата рег-ции: Март 2004  
Откуда: Москва
Уважаемый Андрей.

Например, при ровной АЧХ динамика в области, скажем, от 100 до 1000 Гц, при классической расстановке полочников и слушателя, измеряемый провал в области 160 ... 200 Гц обычно составляет примерно минус 6 дБ. Бывает сильнее провал. Минус 6 дБ - это хороший результат для полочника.

По опыту создания сотен моделей колонок, заочные ответы по подбору динамиков я не признаю за конструктивные советы. Надо работать с реальной колонкой.
 
 Top
Docent 3D
Отправлено: 28 Сентября, 2018 - 11:17:06
Post Id



Пользователь
Newbie

Покинул форум
Сообщений всего: 9
Дата рег-ции: Февр. 2006  
Уважаемый Александр.

Я Вас понял. Большое спасибо за всю информацию.

С уважением,
Андрей
Питер
 
 Top
Страниц (2): « 1 [2]
« Акустика »

> В гостях у Александра Клячина » Основное обсуждение » Акустика  (Модератор: Alexandr Klyachin)

Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB