На главную страницу сайта В гостях у Александра Клячина
 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (1): [1]   

> Описание: Некоторые полезные сведения
Alexandr Klyachin
Отправлено: 14 Августа, 2013 - 00:01:59
Post Id



Администратор
Администратор

Покинул форум
Сообщений всего: 22702
Дата рег-ции: Март 2004  
Откуда: Москва
У АС есть только один жизненно важный параметр - тональный баланс. Это - слышимое соотношение музыкальных звуков в разных по высоте (диапазону) областях по сравнению с желаемым соотношением, при котором аудиофильские записи звучат естественно, а меломанские - выразительно.
Среди измеряемых приборно параметров с этим балансом кореллирует АЧХ. Но - не точно, так как все методики измерений АЧХ более или менее врут.
Так что, корректность АЧХ в результате всё же именно на слух окончательно определяется.
Слух ничем не плох. Все сведения о заметности искажений и помех основаны на слухе.
То есть, вся часть электроакустики, посвящённая слуховому восприятию.
(Образованцы немного сходят с ума, изучая учебники и публикации. Путают причины и следствия. Им надо вспомнить, что не слух следует из книжек по психоакустике, а книжки эти следуют их результатов изучения слуха. Слуховое восприятие - первично и перевешивает любые рассуждения знаек, обчитавшихся букварей).
Тем более, область решения проблем передачи музыки. Эта проблематика шире и сложнее.
Слух, восприимчивость к музыке - это абсолютная инстанция при поиске лучшего звучания, при совершенствовании и выборе аудио аппаратуры.

Не нужно заострять внимание на АЧХ колонок. Во-первых, зачастую неизвестна методика измерений АЧХ. Во-вторых, чтобы правильно интерпретировать, расшифровать смысл "перегибов" и дисбалансов характеристик, раскрыть связь АЧХ с конкретными особенностями звучания АС, нужно освоить профессию настройщика АС. Позвольте образное сравнение: - кардиограмма ничего не говорит обычному человеку, тогда как кардиолог по ней ясно видит состояние сердца пациента.

Чтобы точно оценить тональный баланс, достаточно лишь иметь восприимчивость к музыке.
Если правильного тонального баланса - нет, то теряют смысл все остальные достоинства, какие бы они не были: - чувствительность, малые искажения, развиваемое звуковое давление и т.д. Колонки без тонального баланса - труп, мёртвый ящик, для музыки негодный.

Допустим, с тональным балансом всё в порядке. Тогда имеет смысл рассматривать «мускульные» параметры АС и усилителя.
Результатом работы колонок является развиваемое звуковое давление (SPL), а не мощность, как считают многие. Мощность АС - это потребление от усилителя.
Вот аналогия с автомобилем: - мощность, потребляемая акустической системой - это аналог количества потребляемого автомобилем бензина на 100 км. Лучше бы потребление было пониже. Но совсем без бензина машина не поедет. Качественный параметр автомобиля выражается, например, в развиваемой скорости. Можно условно назвать этот параметр аналогом звукового давления для колонки.
Теоретически можно приблизительно вычислить развиваемое звуковое давление, зная мощность и чувствительность (эффективность) АС, зная расстояние до АС от слушателя. Но влияет акустика помещения и параметры современных АС даются завышенные (причём, завышают не одинаково разные производители). Поэтому надо прослушать выбираемые АС на желаемой громкости в озвучиваемом помещении, чтобы понять, не перегружаются ли эти колонки.

Пусть известны паспортная мощность АС и реальная чувствительность. Можно провести прикидочную оценку громокости на примере типичных полочных АС, схожих по габаритам, например, с нашими MBS:

Как минимум, пара АС должна развивать на расстоянии от одной стены до другой среднее звуковое давление не менее 88 дБ и пиковое - не менее 100 дБ. Это, конечно, не дискотека, но комфортный уровень громкости будет достигнут.

Для дальнейших расчётов требуется пояснение: мощность при воспроизведении музыки - величина постоянно меняющаяся. Поэтому её пытаются статистически усреднять, выбирая некие промежутки времени для усреднения. На сжатой по динамике (по соотношению между средней и пиковой мощностью) - на поп-музыке максимальный уровень сигнала примерно в 4 раза больше среднего уровня. Так как мощность пропорциональна квадрату от уровня напряжения, то средняя мощность на поп-музыке меньше максимальной в 16 раз («пик-фактор» поп-музыки 12 дБ – это соотношение в 4 раза по уровню сигнала и в 16 раз по мощности).

Пример оценки развиваемой громкости при использовании типичных среднестатистических по мощности и чувствительности колонок:

В комнате 4 на 5 метров пара типичных полочников (скажем, наши MBS) на дистанции от них 4 метра, при подаче средней мощности 10 Ватт и пиковой 160 Ватт (среднестатистическое соотношение средней и пиковой мощности музыки - 4 раза по давлению и 16 раз по мощности) разовьёт среднее давление примерно 92 дБ и пиковое - 104 дБ.

В идеале надо развить паре АС среднее давление в 96 дБ, как при прослушивании звукорежиссёром – это очень громко. Обычно колонки держат кратковременно не более чем 4 ... 5-и кратное превышение паспортной мощности. То есть, не стоит давать на каждую из полочных колонок больше 120 Ватт даже на долю секунды. Тогда пара АС разовьёт пиковое давление примерно 108 дБ, соответствующее среднему в 96 дБ, нам дистанции от них 2,2 метра, что соответствует примерно 12 ... 13 кв. м. - маленькой комнате. Да и усилитель нехилый понадобиться для обеспечения давления, как для звукорежиссёра. Громкость ещё растёт в гулком помещении, но это не радует, так как происходит недопустимое ухудшение качества звучания при недостатке звукопоглощения в комнате. Минимальный уровень пикового давления (100 дБ) при максимально возможной кратковременно подводимой мощности (120 Ватт на каждую АС) пара обычных полочников обеспечит в хорошо заглушенном помещении на расстоянии примерно 5,5 метров, что соответствует комнате площадью около 35 ... 40 кв. м.
Если не впадать в крайности: - не пытаться "прицепить лодочный мотор к барже" (полочники в 40-а квадратных метрах) или достичь громкости, как в профессиональной студии (обычные АС в 12 кв. м.), то следует рекомендовать небольшие колонки для комнат 15 ... 20 кв. м.

Мощность АС измеряют по множеству стандартов. Если старый стандарт брать, то на советских колонках указывалась номинальная мощность, измеряемая по принципу не превышения определённого коэффициента гармоник.
Этот способ измерений не говорит о максимальной мощности без повреждения АС. Это самый "занижающий" способ измерения мощности.
Современные производители часто указывают долговременную тепловую мощность, которая соответствует режиму испытаний с периодами работы и отдыха колонок для остывания звуковых катушек динамиков.
Такой способ измерения завышает мощность.

Надо бы знать паспортную, но её на АС сейчас не пишут. Паспортная мощность по ГОСТ 16122-78 определяется как наибольшая электрическая мощность, при которой громкоговоритель может длительное время удовлетворительно работать на реальном звуковом сигнале без тепловых и механических повреждений. Её измеряют при подведении к громкоговорителю в течение 100 ч взвешенного корректирующей цепью сигнала стационарного розового шума. Характер распределения спектра такого сигнала отражает среднестатистические распределения спектральной плотности речевых и музыкальных программ. Для наших АС указана паспортная мощность.

Если есть желание уменьшить вероятность сжечь АС, то надо иметь усилитель с максимальной мощностью, равной паспортной мощности АС. Если есть желание на 100% раскрыть динамику колонок: - надо иметь усилитель с мощностью максимальной в 4 раза больше паспортной мощности АС, но в таком случае, чтобы не сжечь АС, надо меру знать. Слушать с комфортной громкостью.

В домашних условиях нелегко точно уловить опасный уровень мощности. Тем более, бывает такая музыка, с такими звуками, которые не кажутся особенно громкими, а колонки рассеивают большую мощность. Например - длительное звучание солирующего электрооргана, длительное соло в рок музыке на электрогитаре с обработкой "овердрайв" ("жужжащий" такой звук под солирующую скрипку немного "подделывающийся" ). Даже громкое пение хорошо поставленным голосом иногда перегружает колонки. Ещё опасны сильно скомпрессированные записи (обработанные компрессором, поднимающим средний уровень громкости близко к максимальному). Таких записей много, например, у певицы Милен Фармер.

Не нужно впадать в крайности, сильно выходящие за рамки приведённой выше рекомендации.
Задача подбора усилителя, никогда не способного сжечь обычные АС, сводится к использованию двух ... трёх ваттного аппарата (4-ёх ваттный теоретически может выдать на ВЧ в перегрузке 8 Ватт и сжечь ВЧ динамики).
Это уже крайняя паранойя.
Наподобие покупки абсолютно безопасного автомобиля.
Это будет бронированная черепаха с максимальной скоростью 5 км/ч.
Так что, не надо мудрить.

С другой стороны, бытовая аппаратура не может давать концертное давление.
При попытках получить давление, как на концерте, сжечь можно многие бытовые АС многими бытовыми усилителями. Ведь большинство АС имеют паспортную мощность не более 100 Ватт, а на ВЧ мощность не более 10 Ватт. При этом, почти все усилители в перегрузке выдают больше 70 - 120 Ватт.

Ни один экстремал ещё ни признался сам, что слушает слишком громко.
Жалобы на проблемы звучания при повышении громкости - это может быть намёк на экстремальные требования к давлению.
Один из владельцев L-2 слушает их на расстоянии 3 метра со средним давлением в 105 дБ! Это уже опасно.
Но таких экстремалов не много среди общего числа слушателей.

Не следует форсировать громкость. При громкости 100 дБ исследования слуха показали ощущения, эквивалентные примерно 20% гармоник, искусственно подмешанных на небольшой громкости.
То есть, на громкости 70 ... 80 дБ нужно искусственно добавить в чистый сигнал 20% искажений, чтобы тембр стал похож на слышимый при воспроизведении чистейшего сигнала, но с громкостью 100 дБ.
После 110 дБ уже никакие защитно-приспособительные механизмы слуха и само поправки восприятия не спасают от упрощения и огрубления слышимого звучания в силу чрезмерной перегрузки слухового аппарата.

Практически, большинство АС "средней крупности" имеют паспортную мощность от 30 до 60 Ватт, чтобы там не писали на них. Оптимальная мощность усилителя для них - от 30 до 80 Ватт.
Опять же, звучание усилителя важнее мощности.

Полезно знать - от положения риски регулятора громкости неоднозначно зависит подаваемая на АС мощность.

В современных усилителях, при подключении стационарных CD плееров, положение "на 12 часов", как правило, уже соответствует полной раскачке по выходному уровню. Такие плееры имеют высокий уровень выходного сигнала.
Запас оставлен для источников с низким уровнем сигнала: - для тюнеров, кассетных дек. Большинство DVD плееров при воспроизведении DolbyDigital тоже выдают сигнал пониженного уровня.
У плееров наибольший сигнал - 2 вольта, а у тюнера, например, 0,7 вольта.

Диапазон воспроизводимых частот – мало значащий параметр, особенно, если учесть, что в характеристиках зачастую указываются ложные значения.
Акустика с воспроизводимым без завала диапазоном 100 Гц..12 кГц – может вполне полноценно и фундаментально звучать. Просто в музыке будут не слышны необязательные, но желательные звуки.
Гнаться за частотой воспроизведения выше 16 кГц или ниже 40…50 Гц не нужно.
Для музыки всё равно, 16 кГц или 100 кГц.
Это маркетинговый ход, для не разбирающихся потребителей, насчёт важности ультразвука.
Мы слышим разницу в АЧХ и направленности в диапазоне до 12 - 16 кГц.
Применение или добавление к готовой АС динамиков с более широким диапазоном влияет на АЧХ, изменяют АЧХ слышимых ВЧ (до 16 кГц), а толкуют о прибавке ультразвука.

Пример акустики, воспроизводящей от 20 Гц - Genesis APM-1. Встроенный 500-ваттный усилитель НЧ-динамика с датчиком ускорения (самоконтроль) позволяет исправлять естественный завал АЧХ на НЧ и продлевать диапазон вниз до 20 Гц. Да, там реально 20 Гц. Также наши L-2 с огромным объёмом корпуса имеют нижнюю границу равномерной АЧХ около 20 Гц. Но никаких чудес по басу. Просто всё нормально. Для музыки 40 Гц - более чем достаточно. Кстати, на слух разница между 20 Гц и 40 Гц в музыке невелика. Абсолютное большинство моделей АС имеет нижнюю граничную частоту 40 ... 60 Гц.

По сопротивлению АС такая же ситуация. Год за годом - большинство фирменных АС - 4 ома, хотя в паспорте пишут "8".
Теоретически, если усилитель не рассчитан на низкое сопротивление АС, бывает - перегрузка, перегрев, хрип, срабатывание защиты. А практически, половина моделей колонок в магазинах, надписанных, как 8 Ом, на самом деле: - 4-ёх Омные.
Как покупателям приятно, так производители и пишут.
И ничего, работают большинство усилителей.
Если номинальное сопротивление АС имеет честные 4 Ом, и импеданс АС (грубо говоря зависимость сопротивления от частоты) не падает в звуковом диапазоне ниже 3,2 Ом – ничего страшного для большинства бытовых усилителей. Однозначно лучше четырёх Омная тонально сбалансированная АС чем восьми Омная мёртвая.

Если усилитель ламповый, необходима АС, рассчитанная с учётом низкого коэффициента демпфирования (ссылка на страницу о коэффициенте демпфирования усилителей: http://www.klyachin.ru/forum/topic.php?forum=25&topic=3).

Не стоит «ради интереса» без должного опыта увлекаться измерениями параметров с помощью специальных тест-сигналов.
Сколько слёз у любителей от этих "тестовых дисков"!
Немало динамиков пожарено.
Хотя, в аннотациях пишут, мол, на СЧ не опасно, опасно на ВЧ с большим уровнем тестовые сигналы слушать.
Звонили мне все в слезах горестных люди не раз и я их понимаю. Обидно.
А если любитель вздумает мерить максимальную мощность усилителя, да в обоих каналах. При этом, если "хочется побыстрее угробить технику", то "лучше" на 20 кГц. Тогда усилителю "капец".
Аппаратура продаётся домашняя для прослушивания музыки. В тех же салонах генераторы не продаются.
Тестовые диски с сигналами в общем доступе - это очень опасно для домашнего использования.

Старый случай:
"Профессор" джазовой музыки, как он себя называл, взял у моего дилера мониторы и вернул их со словами: "- совершенно нет высоких!" Пищалки были мёртвые. Оказывается, этот «перец» прогнал колонки на большой мощности до 20 кГц. И сжарил динамики.
Мог бы и усилитель сжарить. Особенно при таких дурных поступках летят RC цепи на выходах усилителей, часто применяемые для обеспечения устойчивости усилителей.
Причём, синусы слушать - это окончательно крыша едет у пытающегося познать проблемы звучания дилетанта.
Это как вивисекция любительская, кухонным ножом изучать устройство живого методом вскрытия без наркоза. Улыбка
Тема закрыта!
 
 Top
Страниц (1): [1]
« В помощь меломану: - аудиосистема в помещении для прослушивания »

> В гостях у Александра Клячина » Основное обсуждение » В помощь меломану: - аудиосистема в помещении для прослушивания  (Модератор: Alexandr Klyachin)

Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB