Администратор
Покинул форум
Сообщений всего: 25560
Дата рег-ции: Март 2004
Откуда: Москва
|
Для АС неизбежен поиск баланса НЧ с остальным диапазоном в своей комнате путём расстановки АС и размещения слушателя
Если комната невелика, задача упрощается.
Слушатель - близко к стене, за затылком - подушечки, мягкие игрушки, пледы, чтобы стена близкая к ушам не мешала отражениями на СЧ и ВЧ. Боковые отражения до конца не следует убивать, хотя я стремлюсь максимально гасить отражения. Без боковых отражений страдает пространственность звучания. Вопрос компромисса требует. Лучше переглушить всё, на мой вкус, в том числе и боковые отражения, чем в целом недоглушить отражения в комнате. В пустой комнате приемлемое качество звучания невозможно ни с какой аппаратурой. В безэховой камере московского института связи звучание музыки очень привлекательно. А там заглушение - полнее не бывает.
Когда я говорю "заглушенная комната", то говорю о звукопоглощении в виде мягкой мебели, ковров, пледов, штор без специальных басовых ловушек и прочих сложностей.
Расстояние АС от противоположной слушателю стены регулирует общее количество НЧ. Лучше АС ставить подальше от поглощающих басы стен. То есть - у капитальной стены.
Ближе к стене - баса больше и наоборот: - дальше от стены АС - баса меньше.
Баланс между нижним басом и верхним регулируется расстоянием АС от середины стены, у которой они стоят. Ближе к середине (меньше расстояние между АС) - больше верхнего баса ("панч", ударный звук) и меньше нижних НЧ - глубокого рокота самых низких звуков.
Если АС расставить шире - наоборот, верхний бас уменьшается, нижний бас растёт.
Нужно достичь баланса между нижним и верхним басом. Но главное добиться точного баланса всего НЧ диапазона относительно СЧ.
Атаки басовых инструментов содержат важные для человеческого восприятия звуки в области СЧ и ВЧ. Без баланса НЧ с остальным диапазоном звучание будет не динамичным.
Есть проблемная зона, в которой лучше не ставить. Примерно 60 ... 70 см. от стены. Лучше - ближе к стене. А вот метр от задней стены и более - опять здорово, только баса уже мало, потому что близко к центру комнаты он не излучается. Если АС глубиной не более 35 см., то расстояние мерить от задней стенки АС. А если более глубокая АС, то от передней стенки АС отсчитывать и добавить к моим рекомендациям примерно 30 см. Не во всех акустических условиях разных помещений, установка АС в проблемную зону даёт плохой результат. В некоторых акустических условиях это будет правильным решением.
Сзади АС звукопоглощение улучшает разрешение и чистоту звучания. Но вот между АС много звукопоглощения если разместить, то это улучшение оплачивается ухудшением "воздушности", масштабности.
Нежелательно размещение отражающих звук предметов рядом с АС.
Например, если на расстоянии пол метра примерно по боковой стене от АС есть тумбочка, то она вредит отражённым звуком. Можно, например, накрыть её чем-то вроде пледа со стороны падения звука от колонки.
Для симметрии стереокартины желательно соблюдать приблизительную симметрию звукопоглощения по стенам боковым относительно правой и левой АС.
Глубина сцены меньше при расстановке по длинной стене.
Зато детальность звучания выше за счёт уменьшения расстояния от слушателя до колонок.
Ширина сцены может и улучшится при расстановке по длинной стене. Но не всегда.
С учётом всех плюсов и минусов, в обычных комнатах я предпочитаю расстановку АС по длинной стене. Но можно и по короткой стене отличное звучание выстроить. Зависит от комнаты, от обстановки. От умения искать оптимальную расстановку.
Звуковая сцена если при этом неоптимальна - второстепенно, для передачи музыки верный баланс тональный важнее несравнимо
Если в комнате есть гипсокартон или комната разделена барной стойкой, простенком на две условные неравные части, то обычно без сабвуфера правильно сбалансировать НЧ и СЧ в зоне прослушивания невозможно.
Гипсокартон даёт такие проблемы:
- подавляет отдачу на НЧ в целом,
- в зависимости от шага крепления панелей делает это избирательно, то есть - может усугублять провалы и добавлять новые,
- при громком прослушивании начинает колебаться нелинейно, вносить искажения в звучание,
- гипс отлично отражает средние частоты, чем вносит в звучание сильную реверберацию и возникает ощущение прослушивания музыки в овощехранилище.
Натяжной потолок благотворно уменьшает отражения от потолка СЧ и ВЧ. Почему то резонирует на нижнем басе, давая его подчеркивание.
Пробка на стенах не оправдала на практике ожиданий. Маловато звукопоглощение.
Рулоны поролона в углах КДП - хороший звукопоглотитель СЧ и ВЧ, который очень улучшает звучание.
На вопрос о диаметре и высоте таких самодельных звукопоглотителей я ответил: - примерно, как пакуют на строй рынках листы 1 х 2 ... 2,5 м. поролона.
Такой "рулет" метр высотой и сантиметров 30 диаметром.
Я закреплял два рулона в высоту друг над другом, нанизав на черенок от лопаты или другую длинную крепкую рейку.
С нашими АС не надо спец поглотителей НЧ (бас ловушек), баса не будет. Они не рассчитаны на комнаты с поглощением НЧ.
В большинстве случаев не нужно пытаться срезать максимумы резонансные на НЧ при помощи поглотителей хитрых.
Потому что при этом для нормально сбалансированных АС просто будет нарушен баланс тональ-ный в ущерб НЧ.
Неравномерность на НЧ неизбежна в комнате. В каждой комнате - свои резонансы и провалы по НЧ. У меня тоже. Это нормально.
Приоритетом остаётся точный баланс НЧ относительно СЧ, а не минимизация неравномерности на НЧ.
Сбалансированные АС следует направлять на слушателя главного, посередине сидящего. Чтобы центр динамика был направлен примерно на ухо слушателя.
Наши модели Y-1 и VO-2011 надо направлять на центрального слушателя не ребром и не гранью между рёбрами передней панели. А «по среднему» между этими варианта-ми. Слушатель центральный попадает ровно посередине между двумя видами направ-ленностями передней панели Y-1 или VO-2011, определяемыми, как направленность на слушателя от грани и от ребра колонки. При этом для VO-2011 надо ещё соблюсти, что-бы Передние панели колонок смотрели «внутрь» стерео сцены, а не оказались развёрнутыми несколько в противоположные стороны.
АС должны стоять так, чтобы излучатели СЧ и ВЧ были примерно в 70 ... 100 см. от пола. Если конструктор очень точно настроил колонки с учётом конкретной высоты от пола, то надо узнать эту высоту.
Многие полочные АС такие крупные, что по ошибке их ставят на пол. Они при этом, разумеется, будут гудеть. Например, S-90 и подобные.
Наши полочные АС рассчитаны на высоту подставок в зависимости от модели. Мы производим для них соответствующие подставки. Например, для MBS высота опоры от пола – 66 см.
Как я уже неоднократно говорил, большие помещения очень трудно озвучивать.
И по причине совершенно других требований к развиваемому звуковому давлению АС.
И по причине невозможности настройки НЧ с помощью поиска места для слушателей у стены, противоположной стене, у которой расположены АС.
Немыслимое количество звукопоглощающих материалов понадобится при этом для увеличения радиуса гулкости. (Расстояние от АС, при котором отражённый от стен звук равен прямому излучению колонок, на котором звучание ещё сохраняет ясность и прозрачность).
Например, в Вашей комнате музыки и кино мы находились в ближней зоне от АС по отношению к действительно большому помещению. Ближе середины комнаты, поэтому НЧ не исчезли. И это правильно. Но, большая часть комнаты озвучена хуже, чем оптимальная зона.
Мои выводы: - наилучшее озвучивание комнаты, в смысле соотношения зоны хорошего звучания к общей площади помещения, можно получить в малых помещениях без прорех в другие комнаты в виде арок и т.п.
Достаточно не самых мощных и чувствительных АС в таких условиях для отличной динамики. Так сказать "кпд" от затрат на аппаратуру выше.
Хотя мы отвергаем пошловатое маркетинговое мышление "цена / качество" и у нас нет продукции второго сорта. Но и у нас есть закономерность, что колонки с высоким звуковым давлением в среднем дороже менее могучих моделей.
- В очень больших помещениях можно превосходно озвучить некоторую зону прослушивания. Выиграть в равномерности НЧ и, поэтому, - в разрешении на НЧ. Правда, в некоторых комнатах, может создать проблемы самый нижний край диапазона. Там, в средних и в побольше, чем средних, комнатах, возможны резонансы.
В малых комнатах - куча резонансов на средних и верхних НЧ. Но это "частокол" и можно расстановкой АС и размещением слушателей его так сбалансировать, что в страдает лишь разрешение по НЧ, но не музыка в целом.
Фактически, в большущих комнатах приращение площади зоны изумительного звучания не пропорционально росту общей площади в сравнении с малыми комнатами. Такой островок счастья внутри просторного помещения.
Правда, область приемлемого баланса НЧ с остальным звуковым диапазоном растёт в больших комнатах в сравнимой пропорции с увеличением квадратных метров против небольшого помещения.
Ещё важное: - даже мощнейшие АС, с особенностью существенного сужения диаграммы направленности с ростом частоты, гораздо хуже звучат в слишком больших комнатах. Даже в неплохо заглушённых комнатах. Потому что у таких колонок радиус гулкости в области ВЧ очень небольшой.
Это, например, классические Танной Престиж, вроде Эдинбургов. В малых и средних комнатах звучат отлично. В очень больших или гулковатых средних - серо и примитивно.
У нас тоже были и есть узконаправленные АС. Академия, например.
L-2 исключительно широко направленные, поэтому гораздо меньше страдают от попыток слушать их в больших комнатах издалека.
Вывод - обще аудиофильский способ подбора АС для большой комнаты путём осмотра диаметра НЧ динамика - это мимо, промашка. Тут нужно искать сочетание высокого звукового давления, развиваемого АС, и широкой диаграммы направленности вплоть до ВЧ. Хотя бы до 10 кГц.
В очень "сыром" по акустической обработке помещении в стиле "гламуризма" , "евроремонта" и широкая направленность АС не спасёт от упрощённого звучания. Реверберации смажут все нюансы в примитив.
Интересное, парадоксальное (от обратного) решение борьбы с идиотской акустикой евроремонта реализовано в ряде моделей Легаси. За счёт гигантских габаритов удалось так разместить динамики, чтобы сузить направленность не только на ВЧ, но и на СЧ. Даже вплоть до нижней середины почти что. Получается увеличение радиуса гулкости в главном для музыке диапазоне СЧ и ВЧ. Потому что в значимом диапазоне СЧ - ВЧ меньше отражений от стен за счёт узкой направленности колонок такого типа. Начинают мешать сильные отражения гулкой комнаты не так близко.
Поэтому, прямо перед такими колонками, звучание в овощехранилищных по акустике комнатах на расстоянии метра четыре - пять по ясности конкурирует со звучанием других АС на расстоянии два - три метра.
Но и этот метод бессилен озвучить всю "залу". Такие колонки играют только в направлении перед собой. Островок нормального звука невелик.
Подчеркну: - очень важно для работоспособности такого приёма, чтобы диаграмма направленности была почти одинаково узкой в диапазоне от ВЧ до нижней середины. Иначе звучание будет отвратным в гулких комнатах от узконаправленных АС.
Звучание широко направленных АС в гулких комнатах сохраняет тональную сбалансированность и общий "штрих" ритма, настроения музыки. Но ясность и разнообразие тембров отсутствуют, замаскированные реверберациями.
Известная современная система обработки зала кинотеатра с звуко поглотителем между гипсом и стеной здания - это сердито "Хорошее" наращивание сметы работ. Аналогично было бы предложение бинтовать не порез на руке, а надеть на руку тубус просторный и поверх него забинтовать.
Хорошо знаком за много лет с реакцией дизайнеров современных на любые попытки внести в заученные ими технологии отделки помещений малейший здравый смысл для уменьшения вреда звучанию музыки в евро хоромах.
Ступор: "- такой технологии нет, это сделать нельзя!"
Якобы они обслуживают пожелания богатеньких. Они предлагают жёстко заданную обойму решений в рамках готовых технологий. С этого не собьёшь. Скорее, вылетишь усилиями дизайнера из проекта озвучивания жилища или заведения.
Там, где смотрят в рот дизайнеру, отштампованному индустрией, не бывает нормального звука в жилище и общественных местах.
Вид гламурный после завершения отделки, звучание убито. Хуже, чем вообще без отделки.
Самое безрадостное, что этот факт относится и к стандартам отделки силами "акустических" контор по оформлению комнат домашнего кинотеатра и музыки. Они работают по западным "букварикам", делают многослойные фальшстены со спец покрытиями. Рассказывают впечатляющие научные вещи про нормализацию времени реверберации во всём звуковом диапазоне.
Результат потрясает. Он обратный поставленным целям. Звучание тоже хуже, чем до такой "научно - технологичной" обработки комнаты.
Вывод: - для меломана сейчас нет стандартных платных услуг по реально полезной отделке комнаты прослушивания. Это дело надо брать в собственные руки, увы.
Добавление от 2018 года.
Необходимо найти не только баланс между НЧ и всем остальным диапазоном, который достигается сравнительно легко расстановкой АС и слушателя относительно стен комнаты.
Следует также обратить особое внимание на передачу от колонок до слушателя нижней середины.
У полочников всегда в комнате вырезается нижняя середина под влиянием ближних отражений от пола и ближайшей стены. И также против нижней середины работают отражения от стены за головой слушателя.
Нужно искать тонко место для колонок и слушателя, используя третий фактор - слышимость нижней середины.
Которая даёт как полноту и масштаб звучания, так и обеспечивает передачу многих видов ритмических изюминок и богатых интонаций, создаваемых музыкантами.
Есть противоречие между настройкой НЧ и нижней середины.
А именно: - небольшие отодвигания колонок от стены прибавляют нижнюю середину и убавляют НЧ.
Также работают и небольшие отодвигания головы слушателя от другой стены, сзади слушателя находящейся.
Слушая изменения НЧ и нижней середины при небольших изменениях расстояния колонок и слушателя от своих стен, надо суметь найти оптимум по главнейшему критерию магического впечатления от интонаций и ритмов музыки.
А не только по увесистости НЧ или по звуковой сцене.
Поэтому надо быть готовым несколько снизить впечатление от могучих НЧ ради максимальной выразительности музыки.
Добавление от 2022 года.
Как я сказал в видео беседе, отражения от пола, от стены сзади колонок задерживают звуковую волну от АС к слушателю на такое время, что на нижней середине отражённая волна приходит в противофазе с прямым излучением АС. Получается вырезание нижней средины (НС) в том месте, где сидит слушатель. По закону сохранения энергии НС перенаправляется в зону над головой слушателя. Если встать на диван, то это будет слышно. Там звучание от правильно установленных на полу АС будет гулкое, с избытком НС.
Отражения от боковых стен могут давать разную задержку звуковой волны в зависимости от расстановки АС и слушателя. При передвижках АС левее и правее, обеих и по отдельности, будут точки расположения АС такие, что боковые отражения тоже в противофазе с прямым излучением от АС. Тогда дефицит НС ещё усилится и будет совсем "тощее" звучание.
Поэтому передвижками АС левее и правее можно подловить вариант расстановки с наименьшим ущербом для НС.
Но всё не просто: - смещение каждой АС ближе к середине стены, которая сзади АС, даёт подъём верхних НЧ и провал нижних НЧ. Смещение каждой из АС дальше от середины этой стены в сторон угла даёт даёт провал верхних НЧ и подъём нижних НЧ.
Получается сложная комбинаторная задача поиск лучшего из вариантов.
Чтобы НС не провалить сильнее обычного и чтобы одновременно не "вляпаться" в дисбаланс между нижними и верхними НЧ. А если учитывать, что перестановки АС левее и правее ещё влияют на общий усреднённый уровень всего диапазона НЧ и приходится чуть компенсировать эти перестановки коррекцией расстояния АС от стены, которая сзади АС. Индивидуально для каждой АС и/или для обеих АС одновременно
Короче - это задача похожа на решение головоломки "кубик Рубика". Попроще, конечно, но всё равно мгновенно не получается найти оптимум расстановки.
Подскажу решение ещё одной нетривиальной задачи. Этого нигде не напишут.
В кубической комнате есть беда на НЧ, чуть меньше такая же беда в квадратной комнате.
Кубическая - это когда не только все стены почти равной длины, но и высота потолка не сильно меньше ширины и глубины комнаты.
Получается подъём всех НЧ с отдельными совсем громадными резонансами (на наборе отдельных частот). Причём, если комната невелика, то верхний спектр резонансов цепляет частоты выше верхних НЧ - это нижний под-диапазон нижней середины (НС).
Для звучания это "ужас ужасный".
Просто отодвинуть АС от стены за этими АС и отодвинуть слушателя от стены, которая сзади слушателя - не вариант. В момент, когда успокаиваются резонансы верхних НЧ и нижней части НС, уже становятся так подавлены НЧ, что звучание "кастрировано". Диапазон обрезан ниже 125 Гц.
Что же делать?
Сильно отодвинуть АС от стены, которая сзади АС (можно на четверть или даже на почти треть длины боковых стен комнаты), но расставить максимально близко к боковым стенам.
Сильно отодвинуть места для слушателей от стены, которая сзади слушателей. Иногда требуется чуть не до середины комнаты. Но всё же несколько ближе к стене, противоположной от АС.
И уточнить на слух степень отодвигания АС и слушателя от стен, которые сзади АС и слушателя. Сохраняя максимальную близость АС к боковым стенам.
В результате можно получить нормальное звучание в казалось бы абсолютно негодных для прослушивания музыки и кино квадратных и кубических комнатах.
И ещё подсказка: - если никак не получается приемлемый уровень верхних НЧ (панч), тогда надо сместить стерео-базу колонок к одной боковой стене, чтобы одна из АС оказалась близко к середине стены, которая сзади АС.
Разумеется, место слушателя перемещается вместе с перемещением стерео-базы между АС. Колонка у середины стены запустит мощную трансляцию верхних НЧ (80 ... 100... 125 Гц) в сторону расположения слушателя.
В случае не очень большого дефицита верхних НЧ потребоваться небольшое смещение АС и слушателя вбок. Не так, чтобы одна из АС оказалась посередине стены, которая сзади АС. Это будет в данном случае излишним и приведёт к обратному дисбалансу - к избытку верхних НЧ.
То есть, степень смещения стерео-пары АС и соответствующего смещения положения слушателя зависит от необходимой степени добавки верхних НЧ, когда их мало.
Это регулировочная работа с пошаговым поиском желаемого звучания.
Как и все остальные способы перестановок АС и слушателя. Это всё методы настройки звучания в конкретной комнате.
В зависимости от устройства боковых стен и от того, какая мебель стоит у боковых стен, смещение стерео-системы вбок будет давать разный результат при смещении влево или вправо.
Например, смещение системы в сторону стены с аркой в соседнее помещение или к стене с накладкой из фанеры или гипсокартона, или к стене с огромным шкафом, может дать снижение НЧ.
Сдвиг стерео системы к капитальной стене без арок и фальш-накладок, без шкафов у этой стены, может дать усиление НЧ.
Информация от участника Кот Антон
Натяжные потолки бывают нескольких видов, которые в основном отличаются способом монтажа - с газовым баллоном и без.
У меня в квартире четыре натяжных потолка и все совершенно разные, потому имею некоторое понятие о влиянии того или иного на звук.
Итак, наблюдения -
- Потолок натяжной из пленки ПВХ
Это самый распространенный потолок сейчас. Дешев(10 т.р. за 20 кв.м. под ключ), красив. Монтаж при помощи газового баллона. Натяжение несколько сильнее, нежели у потолков "безгазовых", поэтому подъем на НЧ заметен в районе 30-35 гц.
Кстати, подъем на НЧ я связываю с тем, что потолок работает как большая мембрана.
СЧ/ВЧ поглощает не очень хорошо, но все же лучше, чем голая плита. Однако замечено появление некоторого окраса на СЧ, чем-то похожего на отражение от гипсокартона.
Использовать такой потолок я рекомендую под небольшие аудиосистемы с полочными АС.
- Потолок натяжной "французский"(Descor)
Потолки, которые появились одними из первых на нашем рынке. Монтаж без нагрева. Потолок представляет из себя синтетическую ткань с ПВХ напылением. Довольно прочную. СЧ/ВЧ поглощает лучше предыдущего и "окрасов" не дает. Натяжение слабее, потому и подъем на НЧ в районе 25-30 гц.
Мой предыдущий вариант системы находился в комнате именно с таким потолком.
Надо отметить, что замечен некоторый "завод" потолка на повышенной громкости при использовании элитного SW-1S, у которого нижняя граница лежит в районе 22 гц. С обычным SW-1 "завода" нет.
В силу того, что монтаж производится без нагрева, есть возможность на потолочную плиту что-то дополнительно наклеить. Пенопласт, минвату и т.д.
Стоимость потолка такого довольно высока(30 т.р. за 20 кв.м.) и почти не отличается от стоимости новых акустических полотен. Потому имеет смысл рассматривать сразу или верхний или нижний вариант.
- Потолок натяжной акустический
В данный момент этот потолок используется в моей основной системе. Представляет из себя синтетическую ткань с ПВХ напылением и микроскопической перфорацией. Поглощение СЧ/ВЧ довольно сильное, отражения крайне мало. По подъему на НЧ не отличается от предыдущего варианта.
В целом, данный потолок подойдет для инсталляции больших аудиосистем, для реализации потенциала которых необходимо хорошее звукопоглощение, однако есть некоторые опасения на тему совместимости натяжных потолков и колонок плана L-2 с очень низкой границей по НЧ.
Есть еще один мною опробованный и очень бюджетный вариант заглушения потолка - это полистирольные плитки. Стоят очень дешево, клеятся быстро. Очень рекомендую, т.к. эффект замечательный и практически без затрат. Потом их можно оставить как "подложку" под натяжной акустический потолок.
Мои наблюдения по напольным покрытиям.
Мною подмечено, что ламинат в чистом виде дает довольно неприятный отзвук на средних и несколько обедняет НЧ делая их "прохладными". Это только наблюдение в нескольких КДП.
Соответственно у меня сформировались свои любимые и не любимые покрытия.
От лучшего покрытия к худшему, на мой взгляд
- Массивная доска(2,5 см) на лагах
- Паркетная доска(1,5 см) штучная
- Линолеум мягких сортов, современный
- Паркетная доска натуральная
- Паркетная доска ламинированная
Проверено не только звучанием аудиосистем, но и попытками записи акустической гитары, так как покрытие на полу довольно сильно влияет на качество записи в НЧ диапазоне.
Но, в большинстве случаев без коврика не обойтись. Только на линолеум можно потоньше, а на ламинат потолще.
Информация от участника Aram
1. Если вам повезло и вам досталась комната в старом кирпичном доме, либо вы сами имеете возможность выделить помещение в строящемся доме, то очень желательно, чтобы стены были из голого кирпича, дерева или другого пористого материала. Бетон несколько меньше, чем дерево или кирпич, поглощает НЧ, но вместе с тем создает очень большие проблемы для СЧ/ВЧ, которые придется решать добавлением большого количества поглощающего материала. Если штукатурить, то лучше использовать рыхлую штукатурку, нежели красивую, с большим содержанием цемента. При этом штукатурить лучше нарочито неровно: нет ничего хуже для звука, нежели гладкие блестящие стены. Голый кирпич при надлежащем оформлении (например, в сочетании с деревом) выглядит великолепно и может стать самостоятельным элементом декора.
2. С точки зрения низких частот, а также определенной воздушности звучания, но что самое важное до определенного предела увеличение размеров комнаты дает положительный результат. Но фактор равномерности НЧ не столь критичен, а "воздушность" является делом вкуса, так как, вообще говоря, "воздух" заложен в самой записи, и качественные колонки его замечательно воспроизводят.
Обеспечить равномерно качественное звучание по всему большому помещению крайне сложно.
Нетрадиционная форма комнаты (непараллельные стены) может усложнить создание нужной "звуковой сцены", но чаще всего оказывается лучше с точки зрения самой музыки.
3. Любые звукопоглотители, если это позволяет размер помещения, лучше размещать не прямо у стены, а хотя бы с небольшим (20-30 см) зазором. Это позволяет значительно выровнить характеристику звукопоглощения.
4. Лучше всего для создания значительно поглощения использовать потолок, особенно в помещениях с высокими потолками.
5. Строить комнату нужно постепенно, на каждом этапе стремясь улучшить результат, и ориентируясь только на тщательное прослушивание. Не стоит сразу делать какие-то значительные инвестиции, или планировать декор заранее, под предполагаемые конструкции. Может оказаться, что на поверку все надо будет делать по-другому. На практике для небольших помещений никаких работающих теоретических методов не существует: при таких размерах слишком много критически влияющих факторов: от материала и толщины стен до упругости конструкций и размеров соседних помещений. Работают только общие рекомендации и внимательное прослушивание.
6. Всякие методы изменения сигнала с помощью эквалайзеров для адаптации к помещению крайне вредны для музыки. Если искажения, вносимые помещением, незначительны, то наше ухо прекрасно справится с ними: мы с детства привыкаем адаптировать свой слух к помещениям. Акустика различных концертных залов очень сильно отличается, но это никак не мешает нам получать удовольствие от прослушивания концерта Баха в исполнении оркестра. Кроме того, наши уши малочувствительны к довольно значительным колебаниям амплитуды в области НЧ до 70 Гц, и в этом диапазоне довольно мало музыкального материала ("хлесткость" барабана определяется совсем другими частотами). Поэтому сильно переживать по поводу пиков и спадов на НЧ (например, из-за небольшого размера комнаты) не следует. Важно только, чтобы искажения не превышали зону слухового комфорта (например, чтобы не было уж совсем сильного и потому неприятного "гундежа" ). Это можно обеспечить подбором положения колонок. Если же искажения, вносимые комнатой столь велики, что уху некомфортно и это мешает восприятию музыки, никакие эквалайзеры не спасут: они только еще более испортят дело.
7. Надо хорошо помнить, что цель комнаты – не мешать колонкам играть музыку, создавая звон, гундеж или сильные "завалы". А уж слух сумеет "отсеять" комнату и услышать музыку. Поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы комната создавала непривычную для слуха акустическую обстановку. Некоторая равномерная заглушенность – это то, что надо. Но если заходя в комнату вы испытываете дискомфорт, если она кажется "необычной", это плохой знак. Наоборот, комната для прослушивания должна стать самой комфортной комнатой в доме, вы должны замечать, что подсознательно стремитесь в нее пойти даже если не планируете слушать музыку. Без специальных мер для прослушивания музыки лучше всего подходят жилые помещения, исполненные в "традиционном" старом стиле: то есть украшенные коврами, всевозможным декором, наполненные деревянной и мягкой мебелью, с занавешенными окнами. Очень хорошо влияют на звук книги, расположенные на открытых полках: благодаря их сложной структуре они равномерно поглощают звук в широком спектре частот.
Есть еще отдельный большой вопрос с звукоизоляцией, чтобы прослушивание музыки не мешало членам семьи и соседям по дому. Но с этим обычно мало что можно сделать, ну назве что если только во время ремонта тщательно заполнить бетоном все щели (которые всегда присутствуют в панельных домах), ну и убедиться, что дверь закрывается без щелей (возможно, для этого придется предусмотреть порожек).
Информация от участника Shemyakin
Как уже писал уважаемый Александр:
Цитата: Гипсокартон даёт такие проблемы:
- подавляет отдачу на НЧ в целом,
- в зависимости от шага крепления панелей делает это избирательно, то есть - может усугублять провалы и добавлять новые,
- при громком прослушивании начинает колебаться нелинейно, вносить искажения в звучание
Гипсокартон обычно крепят к металлическим стойкам и ригелям с шагом 40...60 см.
Если проложить между листом гипса и металлоконструкциями прокладку 2-3мм из пористого материала, например мягкую резину или вспененный полиэтилен, уменьшится неприятное дребезжание всей конструкции.
Для частичного устранения "гулкости" гипсокартонных конструкций:
В пролётах между элементами каркаса изнутри с отступом от каркаса 10-15 см наклеить ещё 1-2 слоя гипсокартона (в зависимости от его толщины), это утяжелит мембрану заключённую между каркасом и уменьшит "добротность и частоту" её резонанса, тем самым уменьшит и гулкость конструкции. Кстати крепление в 2 слоя "сплошняком" листов гипсокартона практически никакого эффекта не даёт, конструкция такая-же гулкая, только крепче. Конечно "съедание" НЧ до конца такие мероприятия не устранят, но уже будут меньше проявляться неприятные эффекты, легче потом будет восстановить нужный баланс НЧ.
Alexandr Klyachin,
Вы пишите:
Цитата: Увести резонансы гипсомембран между "шагом" стоек и ригелей имеет смысл вверх по частоте путём существенного, кратного сокращения расстояния между линиями каркаса.
Да, теоретически, такой вариант, если честно мне в голову тоже первым пришёл (по аналогии с распорками в корпусе АС), его тоже пробовал, но к сожалению на практике не оправдались ожидания. Оказалось "учащение" каркаса равносильно крепежу листов в 2 слоя (больше не пробовал), т.е. гулкость из НЧ уходит выше по частоте, но самое не приятное что "заводиться" начинает громче, а увеличивать дальше кол-во рёбер уже не целесообразно (не крепить же его через каждые 10 см.), но это касается именно самого распространённого металлического каркаса. Путём проб пришёл именно к такому способу уменьшения "гула", утяжелением фрагментов конструкции. Да, резонанс смещается несколько ниже по НЧ (что не желательно), но реакция на возбуждение уменьшается существенно. Восстановить утерянные именно НЧ потом легче чем бороться с множеством резонансов не только на НЧ. Поэтому решил порекомендовать такой метод проверенный на практике как не очень сложный и трудоёмкий и в то же время действенный. Можно ещё "радикальней" - вместо доп. фрагмента гипса с тыльной стороны прикрутить через прокладку тонкого синтепона или вспененного полиэтилена фрагмент ДСП или ОСБ с таким же отступом, правда на такой способ дизайнеры и монтажники наверное точно покрутят пальцем у виска Улыбка .
Есть ещё способ монтажа листов гипса на деревянный каркас - тогда распорками (как в АС) можно добиться почти "мёртвой" стены. Но дерево должно быть высушенное, ровное, обработано растворами от порчи и коробления, а это дорого и трудоёмко, иначе из-за перепада температуры и влажности деревянный каркас "дышит" и появляются видимые трещины на финишной отделке.
Звукопоглотитель между стеной и фальш-стеной из гипса - Вы правы, с тубусом здорово подмечено Радость. По моему, это больше визуально и морально успокаивает заказчика когда он видит как закладывают его деньги под фальш-стену, хотя в случае с перегородкой из того-же гипсокартона (поглотитель между двумя листами) уже заметно действеннее.
Ну, как не переросший аудиофил, я всё-таки использовал синтепон как наполнитель между стеной и гипсом, хотя убедился сам что эффекта почти ноль, дизайнеры конечно-же скажут что так нельзя, синтепон горюч и не эффективен, но как звукопоглотитель не уступает дорогим спец. матам из негорючей мин.ваты.
Цитата: Вывод: - для меломана сейчас нет стандартных платных услуг по реально полезной отделке комнаты прослушивания. Это дело надо брать в собственные руки, увы.
Да, это точно.
Если речь о СЧ-ВЧ отражениях от пола, то на мой взгляд материал (линолеум, ламинат) на полу в "голом" виде без мягких ковриков - плохо. Осмелюсь предположить что более благородные и натуральные материалы, как паркет или паркетная доска будут вести себя так-же на СЧ-ВЧ, т.к. схожа "конструкция" и финишное покрытие с ламинатом.
Правда у линолеума есть и "мягкие сорта", но лицевая сторона всё-равно почти глянцевая, так что и отражения на СЧ-ВЧ будут от пола.
Есть разновидности ламината с мелкой рельефной текстурой дерева, за счёт чего поверхность не глянцевая, почти матовая, может такой вид предпочтительней и меньше вредит отражениями на ВЧ.
В этом вопросе наверное следует исходить из практических, эстетических соображений использования определённого типа покрытия в конкретном помещении, потом коврик сверху.
Можно, если есть отдельная КДП попробовать ковролин, такой себе "коврик" на всю комнату, но мне кажется такое покрытие не совсем практичное в повседневном пользовании (пылесборник, если пролил что-то...).
Информация от ZKI-Konstantin по поводу выбора покрытия на пол.
Цитата: Кот Антон пишет:
Однозначно линолеум.
Совсем не однозначно.
Согласен с Shemyakin, . В любом случае нужен коврик.
Добавление от Alexandr Klyachin. Обещанный рассказ про способ оформления музыкальной комнаты.
В 1997 году я узнал от известного специалиста в области аудио, Д.Г.Свободы, приём оформления комнаты, который мне очень понравился простотой, относительной дешевизной и отличным эффектом для звучания музыки.
Обычный "текстильный" дизайн, приближённый к студии звукозаписи, предполагает деревянные рейки от пола до потолка по стенам. С шагом между ними, примерно, метр - полтора.
Рейки дают возможность набить на них полосы относительно прозрачной для звука ткани и создать "фальшстены" из этой ткани.
А за ними на капитальные стены закрепляются нехуденькие рыхлые "маты" из звукопоглощающего материала.
Спрятаны некрасивые пухлявки звуковых рыхлостей за красивой тканью.
Скобы крепления краёв ткани к торцам деревянных вертикальных реек прикрываются полосками "багета" декоративного от пола до потолка.
Такая отделка отлично убирает призвуки от стен.
Но это дорого, трудоёмко. Стены уродуются множеством технологических отверстий.
Просто так снять материалы и уйти нельзя. Вернуть комнату к человеческому виду потом - это полноценный ремонт нужен.
В студенческой аудитории так сделать было нельзя. Требовалось оставить после выставки первозданную аккуратность стен.
К тому же, у российских аудио энтузиастов - организаторов и участников выставок, не бывает лишних денег и поэтому слуг у нас нет. Свои руки - вот что есть.
Что воплотил Свобода для решения задачи ограниченными силами, средствами и за ограниченное время?
На стены подвесили метровой ширины пухлые листы звукопоглотители от потолка почти и до пола почти.
Верхняя часть отрезков мягкостей прибивалась к деревянным рейкам метр шириной.
Такая рейка просто подвешивается через крючёк или ушко (можно через два) к малозаметному саморезу (или к двум) в дюбеле (дюбелям), в стене.
Затем, по стенам развешиваются обычным тем же способом карнизы для штор.
Шторы вешаются на карнизы и полностью скрывают уродливый звукопоглотитель.
Ткань штор не нужна дорогая, тяжёлая. Потому что звукопоглощением уже занимается спрятанные полосу пухлые.
Не надо вешать мягкие листы сплошняком. Вполне достаточно: - метр звукоматериала, потом метр пустой стены за шторой.
В результате, гулкое помещение стало отличным залом аудио удовольствий.
После выставки всё снимается и оставшиеся незаметные следы от саморезов не мешают виду помещения.
|