На главную страницу сайта В гостях у Александра Клячина
 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (1): [1]   

> Без описания
Alexandr Klyachin
Отправлено: 10 Августа, 2013 - 01:51:29
Post Id



Администратор
Администратор

Покинул форум
Сообщений всего: 22806
Дата рег-ции: Март 2004  
Откуда: Москва
В 1982 году я впервые принял участие в профессиональной слуховой экспертизе на кафедре электроакустики МЭИС.
Тогда к.т.н. Валентина Петровна Гученко привлекла к сравнительным прослушиваниям студентов - энтузиастов аудио техники с профильного факультета радио связи и радио вещания.

Интересно:
Техническое обеспечение экспертизы аппаратуры было на исключительно высоком уровне.
Музыкальные записи представляли собой копии мастер лент ГДРЗ. Для воспроизведения которых использовались профессиональные студийные магнитофоны. Это круче современных хай рез форматов по реальному качеству звучания.


Выявлялась предпочтительность звучания одной из двух пар АС или одного из нескольких усилителей.
Новые модели АС и усилителей создавали сотрудники лабораторий при кафедре электроакустики. Например, знаменитый в те годы автор различных АС, Шоров Владимир Иосифович.

Метод сравнения был "слепым". Акустически прозрачная ткань скрывала от взгляда испытуемые образцы.
Для дополнительной "отбраковки" глухих к реальной разнице звучания слушателей, применялся метод периодического отсутствия переключения аппаратуры, когда слушатели пультом выбирали систему "А" или систему "Б".
Мы клацали переключателем, а реальное переключение происходило не всегда.
Лаборант записывал в журнале переключений, когда были "обманные" моменты.
Некоторые слушатели записывали в своей анкете, что в этот момент слышат разницу между "А" и "Б".
Показания таких бестолковых участников теста выбрасывались из отчёта о статистике предпочтения видов аппаратуры.

Метод сравнения не дурен. Вполне научный.
Он учитывает, что слуховая память на звуки и тембры очень короткая, несколько секунд.
Пока перекоммутируешь технику обычным способом, забываешь звуки.
Мгновенное переключение с помощью пульта и системы реле позволяет обойти проблему короткой звуковой памяти.

И всё же, оказалось, что такое прослушивание даёт не самое высокое "разрешение" при сравнении аппаратуры.
А главное, вышеописанный метод мало помогает при выборе наиболее полноценной системы по передаче музыкальных эмоций.

Почему это так?

Выяснить удалось не сразу.

Первые сомнения в точности слепого сравнения появились у меня примерно в 1993 году.
При выборе из двух CD плееров, переключение мгновенное с одного на другой, когда они играли два одинаковых CD, не показывало разницы в звучании.
При этом, прослушивание целиком одной и той же песни на выбираемых плеерах по очереди, выявляло лидера по звучанию.

Противоречие, загадка.

Ответ оказался прост.
Самое точное сравнение получается при проигрывании по очереди одной и той же музыкальной фразы или одного куплета песни на сравниваемых устройствах.
А слепое сравнение с пультовым переключением на ходу музыки заставляет сравнивать предыдущие части музыки с последующими. Сравнить тембры и звуки ещё можно, сравнить передачу интонаций и эмоций уже нельзя. В музыке эмоции не одинаковые в каждой фразе.
Сравниваем одну часть исполнения: "широка страна" с другой частью: "моя родная", пропетые с несколько разными сиюсекундными актёрскими образами. Ни о какой точности сравнения способности аппаратуры передать эмоции музыки не может быть и речи при сравнении разных фраз и куплетов.

( Продолжение следует. )

При методе выбора лучшей настройки звучания с помощью проигрывания одной фразы или куплета, содержащей определённую актёрскую игру исполнителей, получается прояснение для экспертов, легко выбирать.

Конечно, память слуховая на звуки в этом случае несколько меньше задействована. Промежутки времени между сравнениями звуков больше, чем при переключении аппаратуры во время воспроизведения записи целиком, без возвратов к началу куплета пробного.

Зато включается память слушателей на эмоции, выражаемые музыкантами. Эта память несравненно дольше храниться в ощущениях. Эксперт не теряется в выборе даже при существенных паузах при возврате к началу пробного фрагмента записи.

Мало того, разрешающая способность метода сравнения одной музыкальной фразы, на разной аппаратуре воспроизводимой, точнее.
Выше "разрешение" метода.
Например, по звукам сравнение вариантов аппаратуры обычное вызывает сомнения и затруднения при оценке лучшего направления аудио кабелей, поляризации вилок в розетках электропитания.
Метания и неуверенность получаются при оценке таких, "малозначительных" изменений в настройке звучания аудио системы.
Оценка с помощью прослушивания эмоционально завершённых музыкальных фраз позволяет спокойно и уверенно ощущать разницу между выбираемыми вариантами.
Тема закрыта!
 
 Top
Страниц (1): [1]
« В помощь меломану: - философия »

> В гостях у Александра Клячина » Основное обсуждение » В помощь меломану: - философия  (Модератор: Alexandr Klyachin)

Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB