(Текст опубликован в 2003 году).
Более 20-и лет я учусь слушать музыку и
создавать аудиотехнику.
В процессе приобретения опыта я многократно был наказан
за чрезмерную приверженность той или иной концепции.
Начиная с определённого момента, я стал понимать,
что концепции - ни что иное, как ослепляющие предубеждения.
По сути - любая концепция - это попытка выработать
алгоритм для достижения цели.
Самое важное - видеть эту цель.
Даже если творческая личность обладает необходимой
энергией и знаниями для движения к цели, но не видит, или видит
неотчётливо эту цель, то все усилия будут безрезультатными.
Для меня цель - это создание таких аудиосистем, которые
позволяют слушателю воспринимать художественные образы, создаваемые
музыкантами.
Я с огромным интересом стараюсь вникнуть в творчество
знакомых музыкантов.
Они похожи на спортсменов, те же постоянные тренировки.
Музыканты постоянно оттачивают технику исполнения.
Важно, что делают они это для того, чтобы в результате
довести технические навыки до автоматизма, забыть о технических
проблемах музицирования и заняться самым важным и интересным делом
- созданием образа, вживанием в роль.
В идеале, если певец исполняет, например, роль Отелло,
то он должен быть им, пока представление не закончится.
Большая часть современной аудиотехники недопустимо
искажает художественные образы.
Переживания слушателей, пользующихся такой аппаратурой
сильно отличаются от тех, на которые рассчитывали музыканты - исполнители.
Музыка большей частью выражает яркие чувства: - печаль,
радость, веселье, грусть, надежду, отчаяние, тревогу, любовь.
Люди слушают музыку не для удовольствия, а для того,
чтобы хотя бы на время пожить пусть чужой, но яркой и чистой от
сиюминутных тягот реального мира духовной жизнью.
Даже сопереживание страданиям героя музыкального произведения
- желаннее обыденного более - менее спокойного настроения.
Конечно, восприятие не бывает совершенно одинаковым.
Некоторые люди воспринимают музыку вообще не похожим
образом по сравнению с другими.
Но и говорить об абсолютном отсутствии схожих реакций
разных людей на одну и ту же музыку - явно противоречить реальности.
Язык эмоций, передаваемых звуками - довольно стандартен,
мало кто не поймёт по голосу рассерженного начальника, что он недоволен
подчинённым, даже если слова произносятся вполне корректные.
Вот пара примеров:
- старый пример: - в возрасте 4-ёх лет мой сын назвал
"Танец невылупившихся птенцов" из "Картинок с выставки"
Мусоргского "пляшут цыплятки в яичках".
Никаких слов на тему прослушиваемой музыки ребёнку
никто не говорил, эксперимент был чистым.
- свежий пример : - я мало знаком с "музлитом",
предметом, на котором в муз. учебных заведениях преподают историю
музыки и сюжеты лучших муз. произведений, поэтому понятия не имел
и не интересовался сюжетом первой части "Шахерезады" Римского
Корсакова.
Первые две минуты этого произведения я регулярно включаю
моим посетителям для сравнения исполнения одинаковой музыки двумя
разными оркестрами.
Я наивно говорил моим гостям, что эта музыка вызывает
в моей фантазии образ величавого и плавного движения волшебного
корабля.
В конце концов я догадался прочитать название первой
части - оказалось : - "Море и корабль Синдбада"!
Чем гениальнее музыка и её исполнение - тем меньше
разброс образов, возникающих в фантазии разных людей.
Люди вообще гораздо меньше склонны к беспочвенным
фантазиям, чем принято думать.
Разумеется, есть люди со "смещённым" восприятием,
которые могут реагировать не адекватно, но таких людей - меньшинство.
Большинство людей от рождения адекватно реагируют на музыкальные
образы. Но, если втянуться в увлечение высококачественным воспроизведением
звука, опираясь на понимание вопроса, навязываемоё аудиобизнесом,
эти природные способности к пониманию смысла музыки быстренько подавляются.
Тоже случилось и со мной.
Период аудиофилии продлился с 1982 по 1995 год.
Конечно, это не совсем пропащие для меня годы.
Я на практике развивал свои технические навыки и знания,
приобретал необходимый для разработчика опыт.
Начиная с 1995 года я маленькими порциями возвращал
себе остроту восприятия музыки, как искусства передачи чувств, а
не как набора чистых и натуральных звуков.
Я понял, что целое несоизмеримо больше составляющих
это целое частей.
Это верно и для музыки, и для аудиосистемы, и для
любого компонента аудиосистемы, например - для акустической системы.
То есть, по-разному сочетая корпус, фильтры, динамики
и прочие составляющие колонки можно получить как отвратительное
звучание, так и - хорошее.
И это - при неизменной себестоимости.
Похоже на результат работы плохого и хорошего повара,
использующих одинаковые продукты.
Пример: - когда я создаю новую модель акустической
системы, я нахожусь в рамках себестоимости, допустимой для позиционирования
новой модели в желаемом ценовом диапазоне.
Исходя из себестоимости я подбираю динамики, технологию
изготовления и отделки корпуса, комплектующие для фильтров и т.д.
При этом мой немалый опыт позволяет выбрать лучшие полуфабрикаты
за эти деньги.
Не по лживым параметрам, а по скрытому потенциалу качества звучания.
Что я могу сделать дальше?
Немало, во-первых, опыт позволяет нарисовать эскиз
корпуса, который уменьшит недостатки динамиков.
При этом корпус не должен быть слишком сложным и дорогим.
Затем начинается самая ответственная работа - настройка.
Практически все модели динамиков при непосредственном
подключении к усилителю недопустимо искажают тембральный баланс,
даже если они установлены в оптимальном корпусе.
Даже динамики, неплохо воспроизводящие определённый
диапазон частот, создают проблемы при "стыковке" с динамиком,
воспроизводящим соседний частотный диапазон.
Мощный "рычаг" в умелых руках - нормализация
АЧХ, тембрального баланса при помощи фильтров - кроссоверов, которые
не только разделяют подаваемый на колонку сигнал на частотные полосы,
но и в любом случае сильно влияют на АЧХ.
От искусности настройщика - создателя акустических
систем зависит на вред или на пользу будет направлено влияние фильтров
на АЧХ.
Этим редким искусством обладают, например, специалисты
фирм Аудионот, Монитор аудио, Вена акустик, Сонус фабер, Динаудио,
Ливинг войс, Авантгарде и некоторых других.
Дальше надо решить проблему повторяемости - чтобы
все производимые колонки звучали близко к эталонной паре.
Для этого надо выбирать модели динамиков с небольшим
разбросом параметров, подбирать их парами, контролировать соблюдение
работниками высокой точности при изготовлении элементов фильтров.
Конечно, необходима проверка качества
звучания каждой пары АС.
[ Как
выбирать аппаратуру ]
|