(Текст опубликован в 2013 году).
Александр «доктор» Клячин - инженер радиосвязи и радиовещания, разработчик бытовой и профессиональной звуковой аппаратуры.
Александр имеет многочисленные удачные проекты ламповых усилителей и акустических систем, патенты в области электроакустики
Первым в России создал применимый в обычных аудиосистемах бестрансформаторный ламповый усилитель (output transformatorless или OTL). Крайне редкая и дорогая вещь во всём мире, намного сложнее в разработке, чем обычные ламповые усилители.
В 1995 году был одним из организаторов самой первой выставки «Российский High End».
С 1995 по 1998 год - эксперт известного Российского журнала «Салон AV».
В результате многолетнего кропотливого труда Клячин выработал собственный подход к решению проблем передачи музыки, который отличается от представлений большинства производителей и потребителей аудио товаров.
Современная аудио индустрия декларирует главной своей целью - цель передачи звука с низкими искажениями по измерениям и на слух. Кажется логичным, что малые искажения автоматически обеспечивают удовольствие от прослушивания музыки.
Ещё до второй мировой войны были проведены научные исследования слуха. Они выявили пороговые значения заметности для слуха различных искажений производимых аудио аппаратурой. Но наука никогда не ставила задачу передать музыкальное исполнение, как художественное произведение, способное влиять на настроения слушателей.
По умолчанию считалось, что снижение всех искажений ниже порогов заметности для слуха должно гарантировать полноценное наслаждение от прослушивания музыки.
На практике оказалось, что это не так. Сегодня многие желающие купить аудио аппаратуру остаются недовольны звучанием современной акустики от знаменитых брендов.
Достаточное число опытных любителей музыки отмечали, что не интересно и быстро надоедает слушать музыку с помощью многих видов аудио систем, технические параметры которых превосходны.
Тем не менее, современная аудио индустрия продолжает убеждать массового покупателя в доминантном значении высоких технических параметров в аудио аппаратуре.
Современный маркетинг создаёт для потребителей некоторую иллюзию очевидной связи между качеством звучания и высокими технологиями, рекламируя составные части техники и описывая ненужные и отвлекающие от сути дела технические нюансы.
Существуют также различные эксклюзивные ответвления в маркетинге, использующие восхваление различных изощрённых технологических концепций, воплощённых в дорогой и вычурной hi end аппаратуре.
Они могут иметь свои собственные, оригинальные и порой очень странные представления об идеальном устройстве аппаратуры, но тоже привязаны к идее, что технические особенности являются главным фактором.
Клячин на собственном опыте многократно убедился, что чрезмерная приверженность той или иной технической концепции приводит к отрицательным результатам с точки зрения воспроизведения музыки. Технократический подход непременно даст скучный звук.
По сути - любая концепция - это попытка выработать чёткий алгоритм для достижения цели.
Самое важное – ответить на вопрос, а что это за цель?
Неправильно поставленная цель приведёт к отрицательному результату работы.
Итак, цель современных аудио разработчиков: – достигнуть безупречных характеристик или поразить воображение публики причудливой, эксклюзивной аппаратурой, часто с редкими, драгоценными, неожиданными компонентами. Что ж, надо сказать, что сегодня тех. характеристики действительно вполне совершенны, а внешний вид аппаратуры часто поражает своей смелой оригинальностью.
Но при этом цель получить удовольствие от прослушивания музыки зачастую оставлена в стороне. В результате – эффектный только на первый взгляд, но на самом деле лишённый эмоций, неинтересный звук.
Таковы тенденции мировой аудио индустрии последних 3-ёх десятилетий.
До определённого времени, примерно до 1980 года, в аудио индустрии работали инженеры, которые сами были меломанами, любителями музыки.
Эти разработчики считали важным фактор удовольствия от музыки в процессе тонкой настройки звучания своих моделей.
Поэтому, до 80-ых годов 20-го века большинство видов аппаратуры звучало увлекательно, музыку с такой аппаратурой хотелось слушать.
Позднее аудио индустрия начала «выживать» своих старых специалистов - любителей музыки.
Новые модели техники, разработанные другими, новыми специалистами, не обладали способностью живо воспроизводить музыку.
Это происходило постепенно. Потребители тоже постепенно привыкали к звуку, неспособному передать суть музыки и стали считать его нормальным.
Подобно сломанной ноге, слабеющей во время длительной обездвиженности, человеческие чувства тоже постепенно атрофируются, если не работают.
После многих лет прослушивания бездушного звучания аудио системы, у человека частично атрофируется способность цельно воспринимать музыку.
Это привело к двум последствиям.
Во-первых, многие потребители аппаратуры hi-fi приспособились получать некоторое поверхностное удовольствие от эффектности звучания.
Этих людей можно назвать аудиофилами.
Второе последствие не интересного звучания музыки при воспроизведении на современной аппаратуре: - уменьшились продажи элитной аудио техники. Например, за последние несколько лет выручка аудио салонов по продажам высококачественной аппаратуры снизилась примерно в три раза.
В этих современных условиях Клячин поставил для себя довольно необычную для последних 20 лет цель: - создание таких аудиосистем, которые позволяют слушателю воспринимать не только звуковые образы, но художественные образы, создаваемые музыкантами. Чтобы передавать музыку со всем её эмоциональным богатством, живо и увлекательно.
Дело в том, что большая часть современной аудиотехники недопустимо искажает художественные образы.
Художественные образы, как правило, несущие вполне определённый эмоциональный посыл: - любовь, радость, меланхолию, веселье, грусть, надежду, отчаяние, романтику и т.д.
Отдельные образцы современной аудио аппаратуры могут быть хороши в передаче всех мельчайших звуковых подробностей исполнения, но в единый образ все эти детали не складываются - посыл остаётся не понятен.
Язык эмоций – универсален.
Большинство людей имеют схожие впечатления от актёрской игры музыкантов. Мы можем не знать слов какой-нибудь иностранной песни, но безошибочно чувствуем настроение этой музыки. Как правило, это вполне определённая вещь. Аспект, который современные разработчики, кажется, полностью игнорируют.
Вместо этого они утверждают, что сколько людей – столько вариантов требований к звучанию аппаратуры. Многолетняя практика А. Клячина показывает, что верно это только для современной привычки слушать эмоционально бедную аппаратуру ради эффектности звуковых деталей.
Потому что, при отсутствии самой сути музыкального произведения, ничего не остаётся аудиофилам, как только развлекаться разными эффектными красивостями. И здесь, действительно, может быть великое расхождение в требованиях к аппаратуре.
Иначе обстоит дело с истинными ценителями содержательной музыки. Это другой сорт слушателей. Таких людей можно назвать меломанами. Для них характерно сходство требований к особенностям звучания аппаратуры, хотя в остальных сторонах жизни эти люди могут быть очень разными. Например, выбор любимой музыки у меломанов индивидуален.
Почему же они не имеют расхождений при выборе звучания аппаратуры?
Потому что самое важное для них – иметь аппаратуру, которая способна передать главное – цельный музыкальный образ, передать его эмоционально точно.
Точность, необходимая для достижения такой целостной передачи музыки, можно сравнить с точностью формы ключа, отпирающего замок нужной двери. Не бывает нескольких разных ключей от одного замка.
Либо ключ подходит к замку, либо нет. Меломаны интуитивно ищут именно эту точность в передаче музыки, поэтому так похожи в своих требованиях к аудио аппаратуре.
Ещё раз о разнице между аудиофилами и меломанами.
Меломан воспринимает актёрскую игру музыканта, главный эмоциональный посыл, которому подчинено всё остальное.
Аудиофил не чувствителен к этому. Он получает впечатления от звукового аттракциона «3D» с эффектом присутствия музыкантов в его комнате.
Поэтому ему почти всё равно, слушает ли он гаммы или музыку Моцарта.
Он слушает звуки, а не музыку.
Сегодня меломану трудно найти модели аудио техники со звучанием, способным взять за душу. Возможность выбора у меломанов очень мала.
Есть редкие исключения. Несколько небольших фирм в разных странах, держащиеся на энтузиазме их создателей, всё ёщё производят технику для меломанов.
Один из таких творческих коллективов уже больше 10 лет успешно производит усилители и АС, разработанные Александром Клячиным.
Это российская производственная фирма ZKI. Основатель и руководитель фирмы – Константин Запорожцев, настоящий энтузиаст своего дела, коллега и единомышленник Клячина. Он является автором кабелей для аудио аппаратуры и плееров ZKI.
Методы достижения поставленной цели Клячин и Запорожцев строят на законе, открытом ещё в древние времена Аристотелем, что целое это всегда есть нечто большее, чем просто сумма его частей.
Это верно и для музыки, и для колонок, и для любого компонента аудиосистемы, будь то усилитель, проигрыватель или кабель.
То есть, по-разному сочетая корпус, фильтры, динамики и прочие составляющие части колонки, можно получить как ужасное звучание, так и - прекрасное.
И это - при неизменной себестоимости.
Похоже на результат работы плохого и хорошего повара, работающих на одной и той же кухне и использующих одинаковые продукты.
Реальное мастерство, реальное высокое качество в любом виде творчества, как и в изобретательстве, тесно связано с понятием «тонкий баланс».
В любой сфере деятельности опытный мастер ищет равновесие специфических для этой области факторов.
Известно выражение знаменитого русского певца Фёдора Шаляпина: «В искусстве «чуть-чуть» - всё».
Для аудио аппаратуры «тональный баланс» означает правильное соотношение слышимости звуков в разных частотных диапазонах. Басовый аккомпанемент не должен быть громче, чем солирующие инструменты и голоса, расположенные в среднечастотном диапазоне. Сибилянты, свистящие и шипящие звуки вокалистов, высокочастотные гармоники от струн и перкуссий не должны доминировать над средними частотами больше, чем при живом исполнении.
Только в процессе тщательного выбора из множества вариантов тонального баланса по всему диапазону звуковых частот и в его составных частях, можно получить наиболее полную, точную и цельную передачу художественного образа, создаваемого музыкой.
Крохотные, незаметные отличия, дают большую разницу на слух. Звучание меняется от эмоционально однообразного к полноценному и увлекательному.
Такие и схожие с ними проблемы достижения самого выразительного звучания, Клячин и Запорожцев решают при создании моделей аудио систем и полноценных домашних кинотеатров, включая усилители, проигрыватели, центральные и тыловые каналы, корректоры для проигрывателей винила, сабвуферы, звуковые кабели и другое оборудование.
[ Архивная страница 2003 года ]
Ссылки на статью и интервью с нашим заочным единомышленником:
П. Квортруп, Не на пути ли мы в аудио ад?
Че Гевара от High End!
Диалоги с Квортрупом.
Дорога в однотактный рай.
|